16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
9 сентября 2014, 13:17 Компании

Alibaba и 162 млрд долларов. Китайская компания назвала свою цену

Лента новостей

Китайский интернет-холдинг Alibaba начинает встречи с инвесторами для определения цены в рамках будущего IPO. Виртуальный ритейлер, вероятно, станет третьей по стоимости интернет-компанией в мире

В главном здании компании Alibaba в Ханчжоу, КНР.
В главном здании компании Alibaba в Ханчжоу, КНР. Фото: Reuters

Крупнейший китайский интернет-ритейлер Alibaba начал роуд-шоу в преддверии первичного размещения акций. Само IPO, по данным информационных агентств, может пройти уже 18 сентября. В ближайшие две недели руководству Alibaba и консультирующим компанию инвестиционным банкам предстоит провести ряд встреч с инвесторами в США, Великобритании и Гонконге.

Организаторы размещения — Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley. Торги акциями компании начнутся 19 сентября на Нью-Йорской фондовой бирже.

По предварительным данным, бумаги Alibaba оцениваются в 60-66 долларов, что подразумевает оценку всей компании в 148-162 миллиарда долларов. Если китайский интернет-гигант сможет подтвердить эту оценку, то станет третьей в мире по стоимости интернет-компанией в мире, уступающей лишь Google и Facebook.

Подобные оценки делают бумаги Alibaba дорогими не только в абсолютном, но и относительном выражении. Оценка компании в 162,7 миллиарда долларов в 17 раз превышает ее годовую выручку. Аналогичный мультипликатор у Amazon.com и EBay ниже в несколько раз и составляет 1,9 и 3,8 соответственно.

Столь высокие мультипликаторы можно объяснить перспективами дальнейшего роста китайского рынка электронной коммерции. Сейчас к глобальной сети подключено около 630 миллионов китайских пользователей, а уже в 2016 году их число вырастет до 632 миллионов человек. При этом, 280 миллионов пользователей являются клиентами Alibaba.

Компания, по сути, представляет собой экологическую систему, которой так или иначе пользуется большинство местных интернет-магазинов. Основные активы холдинга — ведущие китайские электронные торговые площадки для покупок Taobao и Tmall и сайт Juhuasuan, специализирующиеся на организации закупок. В прошлом году совокупный оборот этих сайтов превысил 248 миллиардов долларов, а число покупателей — 231 миллион человек. Услугами Alibaba пользуется свыше 8 миллионов продавцов. Посреднический бизнес и продажа рекламы на этих сайтах приносит компании около 85% выручки.

Оставшиеся 15% дохода компания получает от своей платежной системы Alipay, проведения маркетинговых исследований, допуска сторонних игроков к своей технологичной инфраструктуре.

Общая выручка компании в прошлом году составила 5,55 миллиарда долларов, а чистая прибыль превысила 2 миллиарда долларов.

В рамках размещения внешним инвесторам будет предложено 13% капитала Alibaba. Большую часть этого пакета продаст американская Yahoo!. Часть своих акций выставят на торги и основатели интернет-ритейлера — президент Джек Ма и вице-президент Джое Тсай. Топ-менеджеры на продаже своих пакетов, в случае их оценки по максимальной цене, смогут заработать 840 и 280 миллионов долларов соответственно. Сама компания свои акции продавать не будет и дохода от IPO не получит.

Если размещение пройдет по верхней границе, то его объем составит 21,1 миллиарда долларов. В случае если банки-организаторы реализуют опцион на дополнительную покупку бумаг, объем размещения и вовсе превысит 24 миллиарда долларов.

Для сравнения, предыдущий рекорд в области IPO в США поставила платежная система Visa, которая в 2008 году продала акций на 19,7 миллиарда долларов. А объем крупнейшего размещения в мире составил 22,1 миллиарда долларов. На эту сумму в 2010 году продал акций Сельскохозяйственный банк Китая.

Впрочем, даже оценка компании в 162 миллиарда долларов ниже того, что эксперты первоначально ожидали от компании. По прогнозам целого ряда аналитиков Alibaba, мог бы претендовать на оценку в 180-190 миллиардов долларов, учитывая колоссальные перспективы роста китайского рынка электронной коммерции.

«Вероятно, компания специально снижает собственную оценку, чтобы дать инвесторам шанс заработать. Да, торги ее акциями начнутся не на максимальном уровне, но у бумаг будет шанс быстро вырасти, допускает аналитик JG Capital Генри Гуо.

Социальная сеть Facebook, прошедшая через IPO два года назад, выбрала абсолютно противоположный подход и несколько раз добивалась повышения своей оценки в рамках прайсинга. В результате в первые дни после начала торгов массово продававшие бумаги частные инвесторы зафиксировали убытки, а сами акции социальной сети спустя несколько месяцев подешевели вдвое.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию