Бывшему заместителю министра культуры Григорию Пирумову 5 апреля предъявили новое обвинение. На этот раз его обвиняют в организации преступного сообщества. Это уже третье обвинение, которое вменяют Пирумову.

До этого осенью 2017 года он был осужден по так называемому «делу реставраторов» о хищении 160 млн рублей, выделенных на восстановление памятников архитектуры в разных регионах России. Тогда чиновника освободили прямо в зале суда после вынесения вердикта, так как назначенный срок в полтора года он отсидел в СИЗО.

На следующий год Пирумова обвинили в хищении средств, выделенных на реконструкцию Эрмитажа. Сначала речь шла о 450 млн рублей, затем сумма ущерба была увеличена до 850 млн. Вместе с этим в два раза был увеличен и срок: Мосгорсуд в этом году к полутора годам колонии добавил еще столько же.

Адвокат Пирумова Федор Куприянов на вопрос Business FM о новом деле комментарии давать отказался:

— Мы можем вас попросить прокомментировать последние новости?

— Не получится, я не комментирую. То есть я и не отрицаю этот факт, но и не комментирую.

Организация преступного сообщества — очень серьезная статья, говорит адвокат, глава адвокатской компании «Трещев и партнеры», полномочный представитель Адвокатской палаты Европейского союза в России Александр Трещев:

Александр Трещев адвокат, глава адвокатской компании «Трещев и партнеры», полномочный представитель Адвокатской палаты ЕС в России «Обычно как ведет себя следствие при возбуждении уголовного дела? Они сначала все кидают в одну кучу, а потом уже с более тяжкого переходят на менее тяжкие обвинения. Здесь же происходит наоборот. Люди, которые знают этот рынок, прекрасно понимают, что он коммерческий человек, этот заместитель министра культуры, у него есть большое количество недвижимости в Израиле. У него начались проблемы, когда он разругался со своим партнером, который раньше осуществлял какие-то подряды в Министерстве культуры. Потом Пирумов решил быть там в доле, в этих компаниях. Поэтому все проблемы от жадности. Наверное, в ходе всех этих следственных действий выясняется, что он был не один, а несколько людей организовали сообщество для того, чтобы зарабатывать деньги бесстыдным путем, а именно используя госсредства, которые выделяет Минкульт для реализации каких-то задач, которые министерство должно решать, — реставрировать памятники архитектуры, культуры и куча всяких вещей. Мне не очень нравится, что правоохранительные органы так легко инкриминируют статью о преступном сообществе, потому что все-таки мне кажется, что она должна вменяться не предпринимателям и даже не чиновникам. Опасность этой статьи заключается в том, что все-таки срок лишения свободы до 20 лет, и это очень серьезное обвинение».

Трещев допускает, что в случае с Пирумовым криминальная история политизируется.

В то же время председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что по строительным и реставрационным работам несложно возбуждать уголовные дела. Эксперт также рассказал об особенностях 210-й статьи Уголовного кодекса:

— Это как раз та пресловутая 210-я статья, она имеет отношение ко всем преступным сообществам. Адвокаты и многие общественные деятели высказывали сомнения и опасения в плане того, что 210-ю будут широко применять. Ее уже применяют и будут еще шире применять, в том числе по экономическим преступлениям и в отношении чиновников. Потому что своего рода иерархия, которая существует в бюрократических чиновничьих структурах, изолирована, так вырезана, что следствием будет восприниматься как какая-то преступная иерархия.

— Когда только заговорили об этом деле, многие полагали, что это все-таки какая-то больше политическая история, чем криминальная. Как вы считаете, есть в этом доля истины?

— Я могу одно сказать: у политической составляющей таких явных причин я не вижу, я единственное могу сказать, что любые строители, реставраторы, неважно кто, при желании в связи с тем, как сегодня устроена российская экономика, когда бьют по рукам, с одной стороны, она очень зарегулирована, с другой стороны, без обналичивания денежных средств какие-то объемы работ не ускоренно вообще произвести не удается, это в том числе касается и дела Серебренникова. Вот на этих основаниях и придраться можно, и вменить какие-то составы любым людям, занимающимся экономической деятельностью, и уж тем более такими вещами, как реставрация и строительные работы.

Вину в хищении денег на реставрацию Эрмитажа Пирумов не признавал. «Мне инкриминируется преступление, которое я совершить не мог», — утверждал экс-замминистра культуры.