Сорвет ли удар по одесскому порту стамбульскую сделку по зерну? Комментарий Георгия Бовта
Минобороны РФ подтвердило удары лишь спустя сутки. Как отмечает политолог, эта пауза позволила представить всех прокричавших о коварстве и недоговороспособности Москвы в роли мальчика из сказки, кричавшего «Волки! Волки!»
Читать на полной версииМинобороны России сообщило об ударе ракетами по складу ракет Harpoon и украинскому кораблю в порту Одессы. Кроме того, ракетный удар вывел из строя мощности предприятия по ремонту и модернизации корабельного состава военно-морских сил Украины. Ставит ли этот ракетный залп под удар «зерновую сделку»?
Первыми о субботнем ударе по военной инфраструктуре на территории одесского порта сообщили власти Украины, пытаясь всячески подчеркнуть тот факт, что это произошло менее чем через сутки после подписания в Стамбуле трехсторонних соглашений по разблокировке трех украинских портов с целью вывоза зерна. Президент Владимир Зеленский, не жалея резких оценок, дал понять, что тем самым Россия ставит под сомнение свою готовность выполнять сделку, подпись под которой только что поставил от нее Сергей Шойгу. Не стал особо выяснять подробности и генсек ООН Антониу Гутерриш, резко осудивший удар. В первой реакции представителя МИД Марии Захаровой на это заявление, как можно было заметить, не содержалось признания самого факта удара. Госдеп США в первой поспешной реакции тоже дал понять, что подобные действия ставят под сомнение сделку в Стамбуле.
Украинские власти не спешили опровергать информацию о том, что ракеты якобы попали по складам с зерном. Более того, представитель командования ВВС Украины Юрий Игнат заявил, что удар был и нацелен в зернохранилище, но ракеты туда не попали. А куда попали — не сказал. Тем самым ставилась цель достичь максимального информационного эффекта в общем контексте антироссийской контрпропаганды.
На этом фоне многим показалась странной запоздалая реакция российской стороны. Непосредственно в день удара Минобороны РФ официально никак не комментировало информацию об ударах по порту Одессы. В брифинге представителя министерства Игоря Конашенкова 23 июля об этом не говорилось. Первое опровержение последовало из совсем уж неожиданного источника: министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что российская сторона заверила Турцию в том, что российские войска не имеют отношения к атаке на порт Одессы и внимательно и подробно изучают этот инцидент.
Между тем информация (ссылка ведет на BBC, которое заблокировано на территории России) об ударе именно по военным объектам в районе одесского порта оперативно появилась в тот же день в телеграм-каналах ряда российских военных корреспондентов, а также депутата и ведущего ВГТРК Евгения Попова. Лишь через сутки, выдержав «чеховскую паузу» и дав возможность всем выговориться и рассыпать горохом свои самые резкие обвинения против Москвы, российское Минобороны сообщило подробности удара, который пришелся по территории судоремонтного завода, находившемуся в доке украинскому военному кораблю, а также складу поставленных США противокорабельных ракет Harpoon.
Разумеется, ни один из этих объектов не имеет ни малейшего отношения к экспорту зерна. Мария Захарова также сделала новое заявление, заметив, что ракеты отправили «украинский военный катер по любимому киевским режимом адресу».
Перешел в информационное контрнаступление и Сергей Лавров, отправившийся с визитом в Египет, для которого в том числе адресованы продовольственные поставки из Украины. Он напомнил, что в украинских водах остаются заблокированными 70 иностранных судов из 16 или 17 стран. Между прочим, в ООН на эту тему не особо распространяются.
Теперь попробуем отмести «самую пораженческую версию» причин, по которым российские представители столь долго держали паузу, не реагируя на информационные атаки из Киева и ООН. Согласно такой версии, они могли счесть бесполезным бороться за какой-либо имидж России в нынешней ситуации — все равно, мол, поверят Киеву. Или еще проще — в субботу просто некому было быстро согласовать официальную позицию. Отметем также и версию конспирологическую, согласно которой некие командиры на поле боя просто не вникали в подробности стамбульской сделки, а продолжали выполнять поставленные ранее боевые задачи. Тем более что ни в какие склады с зерном они и не целили.
Вместо этих отметенных версий выдвинем более хитроумную. Согласно которой та самая «чеховская пауза» — вольно или невольно — позволила представить всех прокричавших о коварстве и недоговороспособности Москвы в роли известного мальчика из сказки, кричавшего «Волки! Волки!». Возможно, тут был некий замысел по дискредитации заявлений из Киева и намек на то, что им верить спешить не стоит. Однако если объявить конкурс под названием «Если бы Конашенковым был я», то можно было в его рамках предложить следующий тезис в контексте все той же контрпропаганды. А именно можно было бы подчеркнуть, что удар по упомянутым военным объектам в районе одесского порта призван был донести до Киева следующую простую мысль: надежды прикрыть зерновыми поставками от российских ударов какие-либо имеющиеся близ задействованных портов военные объекты напрасны. Можно было прямо так сразу и сказать. Причем еще в Стамбуле.