Крах «мультикульти»
Лента новостей
Попытка создать в Германии дружную многонациональную семью провалилась. Концепция мультикультурного общества, считавшаяся в ФРГ неоспоримой, как минимум, последние 40 лет, потерпела крах. Об этом в минувшие выходные с неожиданной для себя определенностью заявила канцлер Ангела Меркель. К четкости позиции в миграционных вопросах руководителя страны принуждали уже не одну неделю. Тем не менее, реплика Меркель произвела эффект разорвавшейся бомбы
Попытка создать в Германии дружную многонациональную семью провалилась. Концепция мультикультурного общества, считавшаяся в ФРГ неоспоримой, как минимум, последние 40 лет, потерпела крах. Об этом в минувшие выходные с неожиданной для себя определенностью заявила канцлер Ангела Меркель. К четкости позиции в миграционных вопросах руководителя страны принуждали уже не одну неделю. Тем не менее, реплика Меркель произвела эффект разорвавшейся бомбы. Иллюзия дружной многонациональной семьи, которую так любила немецкая политическая элита, стремительно превращается во вполне реальную коммуналку, полную раздоров и склок. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Вода камень точит. На восьмой неделе миграционных дебатов в Германии свое слово была вынуждена сказать и канцлер Ангела Меркель, прежде свою точку зрения выражавшая крайне осторожно. В минувшие выходные, выступая в Потсдаме перед христианско-демократической молодежью, немецкий лидер заявила, что «попытка строительства мультикультурного общества абсолютно провалилась».
Заявление Меркель можно назвать своеобразной помощью Хорсту Зеехоферу, шефу христианских демократов, недавно призвавшему к ограничению притока мигрантов из Турции и арабских стран из-за «чуждости культуры», которую они представляют. Канцлер ФРГ впервые открыто признала, что иностранцев необходимо не только поддерживать, но и в некотором смысле принуждать к интеграции. Тональность новая для немецкой политической элиты, привыкшей говорить о ценностях «мультикульти» - мирного и равноправного соседства представителей разных культур. Об этом начали рассуждать еще в конце 1970 годов, когда в ФРГ стало заметней представительство турецких гастарбайтеров.
Ангела Меркель, выступая в Потсдаме, заявила, что ислам стал частью современной Германии, поддержав таким образом бундеспрезидента Кристиана Вульфа с его громкой программной речью на 20-летие объединения страны. Однако на чьей она стороне, у немецких обозревателей споров, похоже, не возникает. Высказывание канцлера совпало с презентацией нового плана, призванного улучшить миграционную политику ФРГ. Баварский премьер Хорст Зеехофер в интервью журналу «Focus» заявил, что интеграция — это не сосуществование представителей разных культур, а взаимопроникновение их на основе немецкой системы ценностей с ее, «христианско-иудейскими корнями, а также влиянием христианства и гуманизма».
По мнению представителя правящей партии, при допуске иностранцев в Германию необходимо учитывать не только квалификацию, но и готовность к интеграции. Также он выступает за ужесточение правил для членов семей гастарбайтеров. Для тех, кто готовности к интеграции не проявляет и мешает в этом членам семьи, должны быть ужесточены штрафные санкции. Первостепенным Зеехофер называет знание немецкого языка. По мнению христианского демократа, изъясняться на языке Гете иностранец должен уметь уже до переезда в ФРГ.
Эту позицию разделяют далеко не все представители правящей партии. С критикой уже выступили министр труда Урсула фон дер Лайен и министр образования Анетта Шаван. Они говорят о необходимости дополнительного привлечения иностранцев. Кстати, министерство труда подготовило законопроект, который должен помочь иностранцам в признаниии в Германии их диплома. Пока ситуация такова, что врачи, приехавшие, скажем, из Восточной Европы, вынуждены работать санитарами. «Проведите тест на уровень образования среди уборщиц, — цитирует журнал «Spiegel» слова ненезаванного учителя немецкого, переехавшего в Германию из постсоветского пространства, — результаты будут высоки, ведь большинство из них — бывшие советские учительницы».
Дискуссии становятся все жарче, а необходимость более строго подхода к приему иностранцев, становится все отчетливее. Глава союза немецких работодателей Дитер Хундт заявил в интервью газете Frankfurter Allgemeine, что немецкая экономика нуждается в высококвалифицированных иностранных специалистах. Президент немецкой промышленной палаты Ханс-Хайнрих Дрифтман обнародовал даже конкретные цифры: по его данным, Германии требуется еще около 400 тыс инженеров.
Однако насколько плохо обстоят дела с интеграцией иностранцев в Германии, понять пока довольно трудно. В Нижней Саксонии, например, по официальным данным, нежелание вписаться в немецкое общество выказали менее 4% приезжих: они отказались от обязательного в их случае посещения курсов немецкого языка. Впрочем, чиновники отмечают, что учителя немецкого далеко не всегда информируют миграционные службы о количестве прогульщиков. Между тем, опросы показывают, что большинство немцев разделяют позицию консервативных политиков. По данным журнала Focus, 54% жителей Германии согласны, что мигранты из Турции испытывают куда большие проблемы с интеграцией, нежели приезжие из других стран.
Насколько важна эта тема для Германии, показывают уже цифры. За последние 40 лет число иностранцев в Германии выросло с 3 до 7,5 млн. При этом количество работоспособных мигрантов относительно стабильно: около 2 млн. Впрочем, сугубо национальной эту проблему не назовешь. Об этом свидетельствует уже бурная реакция международной прессы на высказывание немецкого канцлера. «Из-за нацистского прошлого дебаты об этнических различиях — это тонкая для Германии тема, — отмечает голландская газета Trouw. — К счастью, сейчас уже можно дискутировать о миграции без риска заслужить упрек в нацизме…».
«Ангела Меркель со всей возможной ясностью заявила, что пытается скрыть идеология политической корректности, — пишет испанская газета El Mundo. Мультикультурное общество — миф, приговоренный реальностью к краху. Таким образом, бундесканцлер положила палец на рану, все более болезненную для Европы. Альянс между цивилизациями на территории одного государства – недостижимая мечта. Мультикультурное общество приводит к возникновению гетто».
«Это шок для тех, кто на протяжении десятилетий управлял страной, а также и для всех европейцев, которые видели в Берлине модель мультикультурной политики, — считает итальянская газета «Corriere della Sera». — Если канцлер говорит о неудаче «мультикульти», то это едва ли предвыборная пропаганда. Скорее всего, правительство будет созывать по этому вопросу саммит: в Германии дела часто следуют за словами».