«Проблема России — в ее расстояниях»
Лента новостей
В рамках проекта «Месяц Италии» BFM.ru представляет интервью с Мауро Баттистини, главой базирующейся в Липецкой экономической зоне компании «Сест-Лювэ». В бизнес и в Россию Мауро привела любовь к мотопробегам
В рамках проекта «Месяц Италии» BFM.ru представляет интервью с Мауро Баттистини (Mauro Battistini), главой компании «Сест-Лювэ». Это российское подразделение итальянской Sest SpA выпускает испарители и конденсаторы холодильного оборудования для организаций торговли. Дорога в Липецк, где базируется «Сест Лювэ», у уроженца Турина Баттистини получилась кружной — через Владивосток.
Мауро заядлый велогонщик и байкер, и к середине 2000 годов на мотоцикле Honda Africa Twin он совершил два одиночных путешествия по маршруту Турин-Владивосток-Турин. Во время второго вояжа Мауро оказался в Казахстане. Там его ждала особая миссия — посещение могил пленных итальянцев, воевавших на стороне фашистов и умерших в советских лагерях. Баттистини написал об этом целую книгу, которая была издана во Владивостоке.
После второго мотопробега итальянец решил остаться жить в Приморье. Там Баттистини возглавил байк-клуб. А вот с бизнесом — Мауро пытался наладить поставку на Дальний Восток товаров из Италии — тогда не задалось. Причину Баттистини объясняет русской пословицей: «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз».
В 2006 году итальянские бизнесмены предложили Баттистини, уже имевшему опыт жизни и ведения бизнеса в России, возглавить предприятие, которое они начинали строить в Липецке. Этот город — один из плацдармов итальянских предпринимателей в России, причем с советских времен.
В 1989 году на базе Новолипецкого металлургического комбината компания Merloni Progetti начала строительство завода холодильников. В 1993 году завод «Стинол» как дочернее предприятие ОАО «НЛМК» был введен в строй. Шестью годами позже «Стинол» вышел на проектную мощность — 1 млн бытовых холодильников и морозильников в год. К тому моменту его доля на российском рынке составляла 40%.
В 2000 году завод купила итальянская компания Merloni Elettrodomestici (с 2005 года Indesit Company), которая начала выпускать холодильники (бренды Indesit и Hotpoint-Ariston). В 2004 году компания построила завод по производству стиральных машин. 20-миллионная «стиралка» сошла с конвейера Indesit 1 апреля 2010 года. К сегодняшнему дню в Липецке созданы мощности по выпуску 1,5 млн холодильников и 1 млн стиральных машин в год — 80% «белой техники», как называют эту категорию товаров в англоязычных странах.
Во время строительства завода «Стинол» в Липецке появилась итальянская община. Для специалистов Merloni Progetti в городе построили общежитие. В начале 1990 годов на Липецк по дециметровым волнам ретранслировали два телеканала итальянского телевидения, тогда же в городе появился итальянский ресторан «У Паоло». Шеф-повар Паоло стал в Липецке настолько популярным, что вскоре ему предложили вести на местном телевидении передачу о кулинарии.
После выхода «Стинола» на полную мощность большинство итальянцев уехало, основную работу на предприятии выполняли уже местные специалисты. В начале 2000 годов итальянцев остались единицы, в основном управленцы-менеджеры. Закрылся и ресторан итальянской кухни, а Паоло вслед за соотечественниками вернулся на родину.
«Второе пришествие» итальянцев в Липецк случилось после 2005 года, когда в городе возникла Особая экономическая зона. Она была сформирована по модели итальянского промышленного кластера на базе заводов Indesit Company, хотя сама эта компания формально работает за пределами ОЭЗ (о причинах такого формата работы в интервью BFM.ru рассказал директор по институциональным отношениям Indesit Гаэтано Казалайна)
В ОЭЗ «Липецк» зарегистрированы 4 итальянских резидента. Работают два завода: в 2007 году было введено в строй предприятие «Сeст Лювэ». Объем инвестиций составил 360 млн рублей. Год назад в ОЭЗ «Липецк» заработало предприятие ООО «Аллу-Про» по производству алюминиевых профилей с применением высокотехнологического оборудования (объём инвестиций 370 млн рублей).
Еще два итальянских предприятия-резидента Особой экономической зоны сейчас строят заводы в Липецке. Это ООО «Мондиаль Груп Ист», структура итальянской компании Mondial Group, которое будет производить торгово-промышленное оборудование, и ООО «Фенци», выпускающее уплотнители для стекольной продукции с применением экологически чистых технологий. Объем заявленных инвестиций у «Мондиаль Груп Ист» 763 млн рублей, у «Фенци» — 550 млн рублей.
Но такого массового наплыва итальянских специалистов в Липецк, как на стыке 1980 - 1990 годов, уже не было. Вместо ресторана «У Паоло» липецкие итальянцы собираются на кухне у Мауро Баттистини. Корреспондент информационно-справочного портала Gorod48.ru Евгений Сокольский встретился с главой «Сест Лювэ» в одном из двух итальянских кафе в Липецке. Впрочем, из итальянского у них только названия и цвета на вывеске, повторяющие зелено-бело-красную расцветку итальянского флага. Кухня же, по признанию Баттистини, к итальянской не имеет никакого отношения.
— Чем отличаются условия ведения бизнеса в Особой экономической зоне в Липецке?
— Прежде всего, здесь хорошо тем, что предприятие, которое становится резидентом в ОЭЗ, приходит на территорию с уже развитой инфраструктурой, к площадке подведены все коммуникации. Проще с оформлением документации. Есть и налоговые льготы: ставка ЕСН снижена с 26% до 14%. Резиденты на 5 лет освобождаются от уплаты земельного и имущественного налогов. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами.
— То есть проблем нет никаких?
— Проблемы есть всегда и везде. В Липецке рядом нет поставщиков. Ведь оборудование у нас из Европы, оно специальное, нестандартное. И если оно ломается, детали приходится искать в Европе. Например, перед нашей встречей на гибочной машине произошла поломка. Где брать нужную запчасть? Я этого сам еще не знаю. Звоню в Италию, звоню в Германию. Может быть, придется искать в Китае, Японии или Великобритании. Но в Липецке я ее точно не найду.
Другая проблема — российские расстояния. Города расположены слишком далеко друг от друга. Даже для того, чтобы съездить в Москву, за 400 километров от Липецка, мне нужно убить целый день, а то и два.
— А материалы для конденсаторов и испарителей, которые вы производите, вы приобретаете в России?
— Все, что нам нужно, это алюминиевая фольга и медные трубки. Фольгу мы покупаем в России, медь — в Финляндии, Франции и Германии. Кстати, качество российской алюминиевой фольги — не очень, я сейчас задумываюсь о том, чтобы и эти материалы приобретать в Европе.
— Как у «Сест-Лювэ» с прибылью?
— За три года работы завода прибыль появилась только в этом году. Но эта прибыль несравнима с нашими инвестициями. Чтобы инвестиции начали возвращаться, нужно 5-6 лет.
— Как на вас сказался кризис?
— Очень ощутимо. Последние два месяца в 2008 году и первые 4 месяца в 2009 мы вообще не работали. Не было ни одного заказа! А в мае прошлого года рынок стал оживать. Вновь пошли заказы, сначала потихоньку, потом все больше. Сейчас нам даже не хватает мощностей, и в этом году мы начали строить вторую очередь завода — еще один корпус.
— В работе с русским персоналом есть какие-то особенности? Ну, скажем, пресловутая проблема пьянства?
— Почему-то в России все у меня об этом спрашивают… Русские — отличные работники. И проблем с пьянством нет. Признаюсь, эта проблема коснулась меня лишь однажды, в самом начале строительства завода, и всего лишь с одним человеком. Но я ее решил. Да и с чего вы взяли, что в этом вопросе россияне чем-то отличаются от других, от тех же европейцев? Поверьте, в Европе тоже любят выпить.
Коллектив у нас в Липецке на заводе отличный, мужчин из 70 сотрудников — примерно половина. Есть социальные гарантии, специалисты проходят обучение в Италии. Живем одной большой дружной семьей, а если возникают проблемы, мы и решаем их по-семейному.
— Какая зарплата у ваших сотрудников?
— Извините, такие вопросы в Европе никогда не задают.
— Если отвлечься от работы, как вы отдыхаете?
— Нерабочего времени у меня практически нет. С утра до позднего вечера я на предприятии. Выходной лишь один — воскресенье. Как правило, мы с невестой (она, кстати, русская), садимся в автомобиль и едем путешествовать по Липецкой области, например в Задонск или Елец. Я люблю мототуризм, но за все годы, что я работаю в Липецке, даже ни разу никуда не выбрался на мотоцикле. Мой Honda Africa Twin так и стоит в цеху на заводе.
Вообще-то я больше велосипедист, чем мотоциклист. 35 лет посвятил велогонкам, участвовал в профессиональных марафонах в Италии, Европе. И глядя на ландшафты Липецка, который стоит на нескольких холмах, мечтал покататься здесь на велосипеде. Но, увы, выбрался лишь однажды.
— Где в Липецке собирается итальянская диаспора, чтобы провести вечер, поесть итальянской еды, поговорить?
— А какая в Липецке итальянская диаспора? Нет ее и вовсе. Я знаю, самое большое, пятерых итальянцев в Липецке. А если мы где и собираемся, то, скорее всего, у меня дома. Там и готовим итальянские блюда.