16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 87.91 / ₽ 8133
  • RTS1171.06
26 октября 2010, 12:22 Право

Россия проигрывает торгпредство в Швеции

Лента новостей

Россия рискует лишиться здания торгпредства, поскольку не смогла обжаловать арест госсобственности, наложенный судом Стокгольма. Такое решение суд принял по иску Франца Зедельмайера, требующего от РФ около €5 млн

Россия рискует лишиться здания своего торгпредства в Швеции, поскольку не смогла обжаловать арест госсобственности, наложенный судом Стокгольма. Фото: torgpredstvo.ru
Россия рискует лишиться здания своего торгпредства в Швеции, поскольку не смогла обжаловать арест госсобственности, наложенный судом Стокгольма. Фото: torgpredstvo.ru

Россия рискует лишиться здания своего торгпредства в Швеции, поскольку не смогла обжаловать арест госсобственности, наложенный судом Стокгольма 11 октября. Такое решение суд принял по иску немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего от РФ около 5 млн евро. Речь идет о шестиэтажном здании, расположенном в местечке Лидинге вблизи Стокгольма, сообщает газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении судебный протокол. Арест российской госсобственности является беспрецедентным случаем в судебной практике Швеции.

Пресс-атташе российского посольства в Швеции Александр Попов рассказал BFM.ru, что в настоящее время российские адвокаты готовят документы для повторного обжалования решения уже в суде высшей инстанции — в Верховном суде Швеции. Он сообщил, что пока никакие силовые действия шведскими судебными приставами не предпринимаются. «Сейчас осуществляется нормальная жизнедеятельность торгпредства. Здание используется сотрудниками в качестве жилого дома. Там располагаются квартиры. Люди живут там и пользуются своим жильем. Никто их не выселяет. Арест по-прежнему носит только обеспечительный характер. В настоящее время — до решения Верховного суда Швеции — российская сторона не может распоряжаться этим зданием: этот дом не может быть продан, сдан в аренду. Нужно набраться терпения», — рассказал Попов.

Пресс-атташе добавил, что Верховный суд Швеции является последней инстанцией. «За ним будет последнее слово по этому вопросу», подчеркнул дипломат.

Напомним, в ответ на иск Зедельмайера, пытавшегося в 1990-е годы организовать бизнес в Петербурге, Стокгольмский городской суд 11 октября постановил наложить арест на собственность РФ в Швеции в размере, «составляющем в настоящее время около 4 млн 730 тысяч 608 долларов США, включая издержки и проценты, которые могут быть покрыты при изъятии имущества» (как было указано в иске).

Согласно тексту постановления суда Стокгольма от 22 октября, решение в пользу Зедельмайера сохраняет силу и должно быть исполнено. Российская сторона сдаваться не собирается и намерена оспорить это решение в Верховном суде Швеции. Подать соответствующую жалобу можно до 12 ноября.

«Здание торгпредства России в Швеции нельзя арестовать, поскольку это противоречит международным нормам, а решение стокгольмского суда об обеспечительном аресте российской госсобственности по иску немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера будет оспорено в шведском Верховном суде», — заявил сегодня пресс-секретарь управделами президента России Виктор Хреков.

«Это государственное здание обладает дипломатическим иммунитетом в соответствии с международными нормами. Кроме того, оно не может быть арестовано и с учетом того, что юридический процесс еще продолжается, — сказал пресс-секретарь, — Претензии Франца Зедельмайера не легитимны».

Управделами пока не получило самого документа об отказе в апелляции, однако, по данным Хрекова, судья Стокгольмского городского суда вынес решение на основе заключений Международного арбитражного суда от 1998 года, «не особо вникая в детали».

«К сожалению, в лихие 90-е особенно на международном поле мы в полной мере не защищали свои интересы, что и позволило Зедельмайеру выиграть в тот период», — сказал пресс-секретарь. При этом он подчеркнул, что «борьба идет в правовом поле, и Управление делами использует все возможности для защиты интересов РФ».

В свою очередь, Зедельмайер уверен, что «российские активы останутся замороженными вплоть до выплаты денег либо вынесения Верховным судом Швеции решения по этому вопросу». «Здание используется в коммерческих целях», — утверждает немецкий бизнесмен. Помещения, по его словам, сдаются в аренду под офисы различных фирм

Виктор Хреков, напротив, подчеркивает, что «в данном случае речь идет о здании торгпредства, не используемом в коммерческих целях, поэтому оно пользуется иммунитетом».

«Действительно, случай необычный, — поделился своим мнением с BFM.ru гендиректор юридической фирмы «Райкин и партнеры» Вадим Райкин. — Предпринимателю удалось сделать оригинальный ход. Он смог доказать, что здание хоть и является Торгпредством де-юре, де-факто используется частично для извлечения дохода. Не для суверенной цели. В этой связи ему удалось добиться наложения ареста. В этом уникальность данного случая».

При этом, Райкин считает, что если будет доказан коммерческий характер использования здания, то вполне вероятно, что решение суда оставят в силе. «По существу решение о взыскании денежных средств с России уже вынесено окончательно и должно быть исполнено. Вопрос в том, за счет какого имущества это может быть сделано. Разумеется, решение не может ни при каких обстоятельствах исполняться за счет имущества, которое обладает дипломатическим иммунитетом», — пояснил он.

Говоря о шансах российской стороны на успех в этом деле, Райкин напомнил, что Россия неоднократно успешно оспаривала различные аресты, которые налагали разные коммерческие структуры в европейских странах. «С учетом того, что Россию представляют квалифицированные юристы, при доказательственной базе есть шанс добиться снятия ареста с конкретного особняка в Швеции. Но это не означает, что само решение не должно исполняться. У германского предпринимателя останется возможность искать в любой точке земного шара имущество России и налагать на него арест».

История вопроса

В 1991 году компания SGC International, возглавляемая Зедельмайером, и ГУВД Санкт-Петербурга учредили совместное предприятие. В его уставный капитал ГУВД внесло свою ведомственную резиденцию — особняк на Каменном острове. В 1995 году здание было передано Управлению делами президента РФ, и Зедельмайер потребовал возмещения затрат на реконструкцию особняка. Решение взыскать в пользу бизнесмена 2,35 млн долларов убытков вынес в 1998 году Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме. Решение стокгольмского арбитража Россия не исполнила, и Зедельмайер начал искать российское имущество, на которое можно обратить взыскание.

Первоначально Зедельмайер искал российскую госсобственность в Германии. Бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся — частные охранники выставки не пустили приставов на территорию, напоминает издание. После этого Зедельмайер попытался предъявить права на комплекс зданий бывшего советского торгпредства в Кельне площадью около 15 тысяч квадратных метров, принадлежащий управлению делами президента РФ. 17 декабря 2009 года в Кельне по решению суда прошли первые публичные торги по продажи части комплекса, объект выкупило ФГУП «Госзагрансобственность», за которым в России закреплен комплекс. Франц Зедельмайер сообщил в начале октября, что пока получил только 1 млн евро, но аукционы по продаже частей комплекса еще не завершены. Суд Кельна назначил второй аукцион, который должен пройти 16 декабря этого года.

«Изначально на лоты на кельнском аукционе претендовало около полусотни покупателей. Но желающих почти не осталось, когда выяснилось, что комплекс «обременен», то есть сдан в пользование на 25 лет российской структуре ФГУП «Госзагрансобственность», подведомственной управлению делами президента РФ. Иными словами, купить комплекс можно, однако выгнать «пользователей», что-либо перестроить или снести и строить заново, нельзя», — писало тогда германское издание DW.

Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе — немецкие суды решили, что дом используется в «суверенных целях» (то есть для государственной деятельности, в данном случае — внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.

Зедельмайер ранее заявлял, что основная сумма долга им не получена, и сейчас Россия должна ему около 4,5 млн евро с учетом процентов и судебных издержек.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию