Медведев узаконил платные дороги
Лента новостей
Президент Дмитрий Медведев подписал закон об использовании на платной основе дорог общего пользования. Теперь местные власти сами могут решать, какой участок автодороги будет приносить деньги в казну. Тариф: от 1 до 29 рублей за километр
Глава государства Дмитрий Медведев 4 ноября подписал федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», сообщила пресс-служба Кремля.
Новый закон предусматривает возможность использования на платной основе автомобильных дорог общего пользования или участков этих дорог. Это означает, что документ расширяет полномочия государственных, региональных и местных органов власти: теперь они смогут сами решать, какой из участков трассы, проходящей по подведомственной им территории, делать платным.
В законе оговаривается, что решение об использовании участков автомобильной дороги на платной основе может быть принято только в отношении тех автодорог, проектная документация которых утверждена после 14 ноября 2007 года — то есть после вступления в силу закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
По мнению законодателей, внесенные дополнения гармонизируют положения действующего федерального закона, устраняя внутренние несогласованности между его отдельными нормами, что будет способствовать созданию надлежащей, непротиворечивой правоприменительной практики в сфере дорожной деятельности.
Сообщение о введении платы за проезд по автодорогам России не стало неожиданностью. Напомним, еще в марте 2009 года вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что большинство федеральных автодорог в России станут платными. В октябре того же года об этом же заявили в Минэкономразвития РФ. Ведомство также предложило отказаться от предусмотренного законодательством наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых.
В середине ноября 2009 года идеи МЭР поддержал Минтранс, а в январе текущего года премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил правила работы операторов платных автодорог, в том числе работающих на условиях концессии.
Программой развития транспорта предусмотрено, что госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») собирается до 2016 года построить и реконструировать 1380 км федеральных дорог. Среди них: 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км – М3 «Украина», 671,9 км – М4 «Дон», 251 км – М10 Москва - Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань - Оренбург - граница Казахстана.
В перспективе эти дороги примут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей. Они же, как планируется, станут платными.
Тарифы будут индексироваться
Изначально предполагалось, что деньги за проезд предполагается брать только там, где есть альтернативные бесплатные дороги. Однако в сентябре глава Минтранса Игорь Левитин сообщил о том, что уже с 2011 года многие участки федеральной трассы M-4 «Дон» станут платными. Таким образом, он продолжил провозглашенный ранее курс на создание в стране «более гибкого механизма платности автодорог», который предполагает введение платы за проезд на давно построенных трассах, а также на участках, не имеющих бесплатного альтернативного объезда.
При расчете тарифов «Автодором» был выбран «социально-умеренный» вариант: 1 рубль за 1 км для легковых автомобилей. Но в госкомпании предупреждают, что ежегодно тариф будет индексироваться с учетом инфляции и изменения размера ВВП. К 2016 году госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд рублей в виде платы за проезд.
Однако другие хозяева платных дорог, в отличие от госкомпании, могут быть не столь умеренными и установят более высокую плату за проезд. Так, ранее на государственном уровне был утвержден прейскурант, по которому стоимость проезда по федеральной трассе может колебаться в диапазоне от 1,5 до 6,5 рубля за километр.
Эксперты, выступающие против введения платных дорог, считают, что получится двойное налогообложение: россиянам, уже заплатившим за дороги своими налогами, придется снова выкладывать деньги за проезд по ним.
В настоящее время в России есть одна федеральная платная дорога в Липецкой области, а также множество региональных. В частности, в Псковской области имеется 4 платных участка: Остров — Вышгородок (62 км), Печоры — Старый Изборск (23 км), Опочка — Дубровка (82 км) и Усвяты — Невель (58 км). Цены варьируются от 1 до 17 рублей за километр, они зависят также от грузоподъемности транспорта. По оценке специалистов, на сегодняшний день трасса «Остров — Вышгородок» является самой дорогой в Европе. Плата за проезд по ней составляет 0,47 евро за км для трейлеров.
«В России это не приживется»
«Есть опасение, что местные власти в погоне за деньгами будут делать как можно больше платных дорог», — считает адвокат и правозащитник, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
Он рассказал BFM.ru, что по существующему законодательству любая платная дорога должна иметь себе альтернативу – бесплатную дорогу. «Не исключено, что власти будут выполнять эти требования, однако, зная, как все в нашей стране делается, можно предположить, что дублеры будут непригодны для использования. Либо они будут находиться слишком далеко от основных трасс, либо будут пребывать в разбитом состоянии, в каком на данный момент пребывают многие федеральные дороги», — говорит Ольшанский.
Помимо этого, адвокат считает, что особое внимание необходимо уделить тому, куда будут уходить полученные средства. «У нас масса ведомств, которые должны следить за тем, куда будут поступать деньги. Главное, чтобы не в чей-то чиновничий карман, как у нас это часто бывает. Без жесткого контроля эта инициатива будет абсолютно бесполезной», — сказал BFM.ru Ольшанский.
Эксперт скептически оценивает возможность использования на платной основе дорог общего пользования. «Россияне обязательно что-то придумают, чтобы не платить. Где-то ксиву покажут, чтобы проехать, где-то найдут, как въехать на дорогу, минуя препятствия, а где-то и просто шлагбаум сломают. Учитывая, что для многих автовладельцев платить за использование дороги будет не по карману, думаю, что будет именно так. Не думаю, что в России это приживется», — пояснил свою точку зрения Ольшанский.