16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.44 / ₽ 8240
  • RTS1178.69
10 ноября 2010, 17:54 Макроэкономика

Минфин отнимает субсидии

Лента новостей

Минфин с 2012 года хочет сократить субсидии для регионов в 4,5 раза. На бюджетную помощь смогут рассчитывать только регионы, которые активно работают с иностранными инвесторами. Эксперты прогнозируют, что в число избранных попадет лишь треть регионов

Минфин с 2012 года урежет субсидии регионам в 4,5 раза. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Минфин с 2012 года урежет субсидии регионам в 4,5 раза. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Министерство финансов предлагает сократить количество субсидий для регионов почти в 4,5 раза — из нынешних 90 видов оставят лишь 20. Общий объем «урезания», по словам замглавы Минфина Антона Силуанова, может составить от 60 до 100 млрд рублей.

Выпадающие доходы региональных бюджетов будут компенсироваться «за счет перевода в 2012 году на федеральное финансирование милиции общественной безопасности», подчеркнул Силуанов. «Это значит, что расходы в 200 миллиардов рублей освободятся у субъектов, поэтому мы хотим частично сократить субсидии, которые из года в год мы передаем регионам», — цитирует РИА «Новости» заместителя министра.

В Минфине отмечают, что субсидии должны выдаваться регионам, исходя из показателей результативности деятельности. К тому же они должны предоставляться субъектам федерации на конкретный срок.

Напомним, что вопрос о раздаче субсидий регионам поднимался и раньше. Так, глава Минфина Алексей Кудрин еще весной заявлял, что необходимо проработать вопрос о замене федеральных субсидий на дополнительные налоговые доходы — то есть разрешить регионам оставлять у себя больше налоговых платежей.

По мнению министра, федеральный бюджет слишком перегружен трансфертами, которые направляются в субъекты для поддержки здравоохранения, образования и природопользования. «Если уж на то пошло, то давайте передавать им налоги, а не субсидии, которые носят прерывистый характер и не всегда эффективны», — цитируют министра информагентства.

Статистика такова: по итогам 2009 года финансовая помощь федерального центра регионам увеличилась на 100 млрд рублей по сравнению с 2008 годом и достигла свыше 1 трлн рублей. При этом объем трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов по итогам прошлого года вырос на 45 млрд рублей — до 374 млрд. рублей.

КПД власти

В начале этого года Минэкономразвития (МЭР) и Минрегионразвития взяли курс на пересмотр эффективности работы региональной исполнительной власти. Так, МЭР намеревается в ближайшие годы разработать специальные критерии оценки эффективной работы губернаторов. Специалисты будут оценивать ситуацию в малом и среднем бизнесе, уровень развития конкуренции в регионе, но главное — состояние инвестиционного климата. А точнее — динамику притока иностранных инвестиций в несырьевой сектор.

На самом деле, Минрегионразвития анализирует эффективность работы региональной власти с 2007 года. В прошлом году расчеты велись по 5 основным направлениям: оценке динамики изменения основных показателей социально-экономического развития регионов и изменения объема неэффективных расходов в здравоохранении, образовании, строительстве и жилищно-коммунального хозяйства, а также государственного управления.

Как ранее отмечал глава министерства Виктор Басаргин, уже три года подряд в лидерах Московская, Тюменская, Калининградская, Белгородская и Ростовская области, а также Москва, Санкт-Петербург, Чувашия и Татарстан.

Сейчас ведомство согласно изменить критерии оценки и акцентировать внимание на объемах иностранных инвестиций. Как пояснили BFM.ru в ведомствах Басаргина и Набиуллиной, предложения Минфина поддержку нашли, и сейчас идет процесс обсуждения. Представители экономического блока правительства не исключают, что в 2012 году отсечение регионов от субсидий будет проходить по принципу «кто привлек меньше иностранных инвестиций».

Фонд поддержки активных

В свою очередь, Министерство финансов рассматривает предложения по созданию фонда поддержки российских регионов с высоким уровнем прямых инвестиций, заявил Антон Силуанов во вторник. «Для таких субъектов, может быть, действительно имеет смысл создать фонд — может быть, 10-15-20 миллиардов рублей, и распределять средства тем, кто отличился в привлечении прямых инвестиций в обрабатывающих производствах на своей территории, или кто производит большой объем добавленной стоимости, не связанной с сырьевым сектором», — цитирует РИА «Новости» замминистра.

По словам Силуанова, можно составить рейтинг активных регионов, которые реализуют инвестпроекты, вкладывают много собственных средств и привлекают кредиты для создания инфраструктуры. И поощрять 10-15 регионов, занявших в рейтинге верхние строчки. «Эти регионы могли бы использовать средства из фонда поддержки для расчета по затратам на инфраструктуру, а также на аналогичные инфраструктурные проекты для подготовки последующих инвестиций», — отмечает Силуанов.

«Регионы будут по-прежнему нуждаться в значительном финансировании из федерального центра», — считает ведущий эксперт BDO Елена Матросова. По ее словам, проблема в том, что принцип консолидации бюджета и перераспределения средств имеет социальный характер: он направлен на выравнивание бюджетного обеспечения населения в регионах. «Но если привязать распределение субсидий к притоку иностранных инвестиций, это уже бизнес, и мотивация совершенно другая, не связанная с принципом распределения бюджетных средств», — полагает эксперт.

Сводка по регионам

Минфин прогнозирует, что в перспективе роста дефицита региональных бюджетов не будет. В этом году число регионов с дырой в казне сократится примерно до 50 (с 66 в 2009 году), считает глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, причина не только в посткризисном восстановлении доходов в регионах, но и в переходе к «более-менее рациональному планированию бюджета».

На сегодняшний день в 33 регионах ситуация в бюджетной сфере является «хуже среднероссийской», констатирует Минрегионразвития в докладе «О ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сфере регионов России за январь-сентябрь 2010 года (по информации на 29 октября 2010 года)». Это Чукотский АО, Сахалинская, Тюменская, Брянская области, Мордовия и Москва.

За девять месяцев этого года по темпам роста доходов бюджета к аналогу 2009 года лидерами стали: Калужская область (54,9%), Татарстан (30,3%), Ненецкий автономный округ (28,5%), Красноярский край (20,9%).

А самое значительное падение зафиксировано в Чукотском АО (38,7%), Сахалинской (17,4%) и Калининградской(13,8%) областях, Калмыкии (10,2%), наименьший спад отмечен в Саратовской области (1,7%).

Очевидно, что количество субсидий необходимо сокращать, считает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Курс на привязку к результатам деятельности регионов тоже правильный, однако, непонятны индикаторы, по которым эту деятельность будут оценивать», — говорит эксперт. Наталья Зубаревич отмечает, что сейчас в России лишь пять регионов-лидеров по притоку иностранных инвестиций: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калужская и Сахалинская области.

«Инвестиции идут в Москву и дальше могут перераспределяться в регионы. Но, например, на Сахалине другая ситуация: отъем контроля у Shell над «Сахалином-2» почти в 4 раза сократил приток инвестиций в этот регион, — рассуждает она. — Поэтому, динамика этого показателя не всегда зависит от работы региональных властей. В две трети регионов вообще не приходят иноинвестиции».

В Минрегионразвития тоже признают, что в большинстве регионов России дела с привлечением иностранных инвестиций обстоят плохо. Так, в своем докладе министерство констатирует: инвестиционная привлекательность 61 региона расценивается «хуже среднероссийского значения». В частности, речь идет о Курганской и Ивановской областях, Карачаево-Черкессии и Чукотке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию