16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.17 / ₽ 7428
  • RTS931.29
14 декабря 2010, 18:10 Общество
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Осторожно, двери закрываются

Лента новостей

Генпрокуратура РФ рекомендовала мэру Москвы уволить начальника столичной подземки Дмитрия Гаева. Генпрокурорская проверка выявила массу нарушений — в частности, нанесение Гаевым убытков в размере как минимум 112 млн рублей

Генпрокуратура требует уволить Дмитрия Гаева с поста начальника московского метрополитена. Фото: РИА Новости
Генпрокуратура требует уволить Дмитрия Гаева с поста начальника московского метрополитена. Фото: РИА Новости

Инициатором проверок в ГУП «Московский метрополитен» стал мэр Москвы Сергей Собянин. В начале ноября, презентуя программу развития столичного метро, он обратился к Счетной палате с просьбой проверить деятельность ГУПа: ему показалось, что деньги, выделяемые на строительство новых станций, расходуются неэффективно. «Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», — заявил он тогда.

Это был, пожалуй, единственный случай совпадения точек зрения нынешнего и бывшего мэров Москвы. Минувшим летом Юрий Лужков высказался в адрес начальника столичной подземки очень резко: «Никаких мер, которые опустили бы этого человека (Дмитрия Гаева — BFM.ru ) на землю, который сейчас на пьедестале, который выше мухинских «Рабочего и колхозницы» по ремонтам, по дисциплинированности не принимается. Метро должно работать, как часы». Недовольство было выражено не совсем внятно, но эмоционально — правда, дальше этого дело не пошло.

А при Собянине — напротив. По его просьбе Счетная палата спустилась под московскую землю около двух месяцев назад и предоставит отчет о результатах проверки не позднее января 2011 года. Параллельно деятельность московского метрополитена проверяла Генпрокуратура РФ и, как сообщила официальный представитель ГП Марина Гриднева, нашла массу серьезных нарушений.

Что нашли

Настолько серьезных, что Генпрокуратура обратилась к Собянину с настоятельной рекомендацией освободить Дмитрия Гаева от занимаемой должности. BFM.ru связался с Гаевым после этого сообщения Генпрокуратуры. Начальник московского метрополитена ехал на работу и сказал, что узнал о случившемся по радио. От подробных комментариев он отказался, ограничившись следующим: «Генпрокуратура проводила плановую проверку метрополитена. В таких случаях проверяемых знакомят с актом проверки. Нас никто не знакомил. Какие нарушения они выявили, мне непонятно — поэтому и комментировать их трудно».

Генпрокуратура сообщила о результатах проверки ГУПа на своем официальном сайте. Отчет как никогда подробный. Так, проверяющим удалось выяснить, что ГУП до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена. На кадастровый учет не поставлено 34 земельных участка, предоставленных в аренду предприятию департаментом земельных ресурсов Москвы. Кстати, и договоров аренды тоже не существует (впрочем, это нарушение в работе не метрополитена, а департамента).

Прокурорская проверка нашла ошибки в уставе метрополитена: дело в том, что он предусматривает право ГУПа сдавать в аренду недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, без согласия собственника (то есть города — BFM.ru ). Естественно, предприятие этой лазейкой пользовалось: с 2000 года ГУП «Московский метрополитен» ежегодно без согласия столичного правительства заключало договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена.

Предприятие, по данным ГП, необоснованно устанавливало дополнительные требования к участникам торгов, которые приводили к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. Например, в 2008-2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн рублей, по страхованию — 70 млн рублей. Будучи монополистом, ГУП осуществляло отбор организаций, оказывающих перечисленные услуги, без проведения открытых торгов.

Кроме того, предприятие не создало резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения. Годовая выручка московского метро, по последним данным, составляет порядка 50 миллиардов рублей. Известно, что у московского метро самые высокие показатели прибыльности в Европе, но точных данных нет: по некоторым оценкам, на перевозке пассажиров метро зарабатывает около 3 млрд рублей в год и еще 2,2 млрд рублей получает от рекламы. На зарплату уходит примерно 43% полученных средств.

В ходе проверки Генпрокуратуры выяснилось также, что топ-менеджеры столичной подземки заключали договоры, которые негативно влияли на тарифы на перевозку пассажиров. Из-за этого, по данным Генпрокуратуры, проезд в метро постоянно дорожал. Напомним, что с января 2011 года билет на одну поездку будет стоить 28 рублей вместо нынешних 26.

Выявлены и нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние 2 года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008 году было травмировано 1742 пассажира, в 2009— 1951, то за 11 месяцев 2010 года цифра выросла до 2075, говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Имели место факты эксплуатации подвижного состава, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, сбоя графика движения, ошибочных действий поездных диспетчеров, нарушений технологии ремонта состава. В текущем году в 2,5 раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте.

На уровень безопасности пассажиров негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных «Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов».

Показатели микроклимата по температуре превышают допустимые почти на 50%, уровни шума в пассажирских салонах — на 30%.

При расследовании аварий ГУП обходилось без участия сотрудников Ростехнадзора, что способствовало сокрытию от контролирующих органов происшествий на метрополитене. Выяснилось также, что предприятие не прошло процедуру обязательной перерегистрации эксплуатируемых 82 опасных производственных объектов.

Подземная империя

Закон предусматривает, что метрополитен подлежит государственной охране. Однако, отмечают в Генпрокуратуре, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им же ЧОП.
В ходе проверки установлены и обстоятельства, которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении руководством предприятия должностных полномочий, а в ряде случаев и об их личной заинтересованности.

В Генпрокуратуре считают, что Дмитрий Гаев ущемлял интересы унитарного предприятия — в том числе в целях личного обогащения. В частности, он оформлял как личные изобретения (или близких к руководству ГУПа коммерческих структур) технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП.

По данным Роспатента, за Дмитрием Гаевым числится 13 изобретений (среди них — способ возведения станций метро глубокого заложения; вентиляционный киоск метрополитена; рельсы, скрепленные со шпалами железнодорожного пути; автомат для продажи проездных).

«Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и, начиная с 1999 года, получил 112 млн рублей от возглавляемого им ГУПа (12 млн рублей первоначально и по 10 млн рублей ежегодно). Более того, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 г. по 22 ноября 2004 г. в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004 г. он информацию о сделке, в совершении которой имелась заинтересованность, до сведения правительства Москвы не довел», — сообщает Генпрокуратура. Правда, сам Гаев ничего крамольного в получении денег за изобретения и патенты не видит. Отвечая на вопрос, являлся ли он автором изобретений, за которые ГУП платил деньги, Гаев сказал: «А разве это незаконно?».

Некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что дети начальника столичного метрополитена чувствуют себя в подземке тоже вполне комфортно. По данным Интернет-газеты «Маркер.ру», дочь Гаева — Анастасия — является владелицей компании «Анника групп», у которой эксклюзивное право на продажу сувениров с логотипом московского метрополитена. По слухам, Анастасия Гаева собирается запустить свою линию одежды с легендарной буквой «М».

Сын Дмитрия Гаева, Владимир, с 2006 года является гендиректором компании «Ситроникс Смарт Технологии», которая является «дочкой» концерна «Ситроникс» (в него входит и завод «Микрон», выпускающий бесконтактные билеты для метро). Годовая выручка компании «Ситроник Смарт Технологии» в 2009 году составила почти 1,3 млрд рублей.

Сам Дмитрий Гаев с ноября 2005 года является членом совета директоров ОАО «Ситроникс», который является единственным поставщиком проездных билетов для Московского метрополитена, что приносит ему прибыль в размере 10 млн долларов в месяц.

Впрочем, как сообщили BFM.ru в компании, у нее «никогда не было контракта на поставку какой-либо продукции для ГУП «Московский метрополитен». «ССТ не является поставщиком проездных билетов для московского метрополитена», — заявили в пресс-офисе компании.

В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей ГУП «Московский метрополитен», сообщила Гриднева.

Тормозной путь

Столь тщательная и оперативная проверка Генпрокуратуры совпала с глобальными планами нового мэра по строительству новых веток московского метро. К 2020 году Собянин планирует построить 120 км столичной подземки, из них — 53 км до 2014 года. Мэр обещает на эти цели ежегодное финансирование в размере 50 млрд рублей.

Чтобы дело пошло быстрее, 23 декабря Роисмущество выставит на торги 100% ОАО «Мосметрострой», бессменного строителя московского метрополитена с 1931 года. Собянин надеется заинтересовать иностранных инвесторов: по его словам, реализация задуманного потребует от 500 млрд до 1,5 трлн рублей. При этом мэр настаивает на удешевлении строительства (даже за счет отказа от индивидуального облика станций), а Дмитрий Гаев считает, что заметная экономия невозможна. Его практика показывает, что при объемах финансирования в пределах 25 млрд рублей Москва может строить не более 2-3 км в год. Понятно, что такие темпы неприемлемы для Собянина, от которого Кремль ждет решения транспортной проблемы Москвы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию