16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.79 / ₽ 8354
  • RTS1160.60
16 декабря 2010, 09:57 ОбществоМакроэкономикаПроисшествияКомпанииАвто

Образы уходящего года: апрель

Лента новостей

Взрыв платформы BP в Мексиканском заливе и извержение вулкана Эйяфьятлайокудль напомнили человечеству, что оно беззащитно и перед собственными техническими возможностями, и перед стихией

Авария на платформе BP стала одновременно символом беспомощности цивилизации и ее потенциальных возможностей. Фото: AP
Авария на платформе BP стала одновременно символом беспомощности цивилизации и ее потенциальных возможностей. Фото: AP

Одним из самых удачных, в том числе, в финансовом отношении, образцов черного юмора в уходящем году стала идея некоего американского ритейлера, выпустившего футболки с издевательскими надписями, вроде «BP: Мы несем нефть к американским берегам». Футболки по цене 16 долларов продавались как горячие пирожки. Это происходило всего-то через несколько недель после крупнейшей техногенной катастрофы начала XXI века в той самой стране, которая более всего пострадала от аварии на буровой платформе BP в Мексиканском заливе.

Образ апреля 2010 года — это также гигантский столб вулканического пепла от извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии. И та, и другая катастрофы, техногенная и природная, стали серьезным фактором, оказавшим влияние на мировую экономику, все еще пребывающую в кризисе. Обе по-своему протестировали технологическую вооруженность человечества на заре третьего тысячелетия, а нас самих — на психологическую устойчивость в условиях участившихся катаклизмов самых разных сортов.

Судя по шуткам о платформе BP и ироничному отношению к непроизносимому имени вулкана, из-за которого Европа сделалась на несколько недель «бесполетной зоной», с психикой у наших современников все обстоит более или менее неплохо.

Что касается технологий, то результаты катастрофических тестов — смешанные. Как выясняется, даже в век технического прогресса главное, что определяет эффективность техники, это пресловутый человеческий фактор. Компания BP провела внутреннее расследование, с выводами которого в основном согласилось американское правительство. Было подтверждено, что компании Halliburton и BP использовали для цементирования скважины в Мексиканском заливе ненадежную смесь и знали о нестабильности скважины задолго до аварии. Если бы такие выводы были, как это часто случается, сделаны в отношении техногенной катастрофы в России, это мало кого удивило бы. Оказывается, «авось», — это не исключительно российское достояние.

Кстати, на исходе года, благодаря WikiLeaks, выяснилось, что авария на платформе BP в Мексиканском заливе не была первой в своем роде. За полтора года до того аналогичное происшествие имело место в Азербайджане; тогда чудом удалось избежать жертв, а информация относительно ЧП была умело засекречена, сообщила газета The Guardian.

Но авария в Мексиканском заливе продемонстрировала и другое. Как заявил в эфире одной из столичных радиостанций вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун, на сегодня нефтяная отрасль — одна из главных движущих сил технического прогресса. И действительно, стоило посмотреть на сложнейшие манипуляции, которые выполняли роботы на глубине полутора километров на дне океана, чтобы понять, на какие свершения способен человеческий гений, когда его работу подкрепляет щедрое финансирование.

К сожалению, в наше время подобная идиллия гармоничного сочетания научных разработок и финансовых потоков в разумных целях являет собой, скорее, исключение, нежели правило. Сегодня мы можем по мобильному телефону в считанные секунды узнать из Москвы погоду в Новой Зеландии, но не в состоянии за час преодолеть в столичных пробках расстояние, которое наши предки двести лет назад проделывали пешком или на санях в два раза быстрее.

Гигантские средства вкладываются в маркетинг новых бесполезных лекарств, единственное отличие которых от предшествующих — новое название и новая, более высокая цена. Но примитивные болезни продолжают уносить миллионы человеческих жизней, как в Средние века. Честь и хвала благотворительному Фонду Билла и Мелинды Гейтс, на средства которого разработана вакцина от менингита. Но эта история напомнила о том, что даже у самых богатых государств всегда находятся более важные дела, чем обеспечение базовых потребностей людей в здоровье, образовании, экологии.


Извержение вулкана в Исландии встало на пути сотен тысяч европейских авиапассажиров и пассажира номер один России, который был вынужден отменить рабочую поездку. Фото: AP

Все сказанное полностью относится к потрясшему европейцев извержению вулкана в Исландии. Вулканы извергаются столько, сколько существует людской род (на самом деле, конечно, гораздо дольше). Представить себе, что за все это время человечество не нашло способа минимизировать последствия стихии, не говоря уже о том, чтобы предсказывать подобные катаклизмы, — оскорбительно для интеллекта жителей XXI века. Остается предположить, что гигантские финансовые ресурсы, обращающиеся в современной банковской системе и вне ее, направляются не на те цели.

Возможно, что осознание этого простого факта уже набирает силу, о чем может свидетельствовать присоединение свыше пятидесяти американских миллиардеров к почину Билла и Мелинды Гейтс. О том же говорит признание журналом Time человеком года 26-летнего основателя Facebook Марка Цукерберга, одного из тех, кто под занавес года объявил о намерении пожертвовать большую часть своего 7-миллиардного состояния на благотворительные цели. Впрочем, буквально через несколько дней стало известно, что со стапелей верфи в Германии спущена на воду самая дорогая на свете яхта Eclipse российского миллиардера Романа Абрамовича.

Это все тоже образы уходящего года, которые дают основания и для оптимизма, и для пессимизма.


Фото: РИА Новости

И еще один образ года, врезавшийся в память, — и он тоже связан с катастрофой: гибель польского самолета под Смоленском 10 апреля. Все слова об этой трагедии, которая унесла жизнь 96 человек, уже сказаны. Польша потеряла не только президента, но и значительную часть интеллектуальной элиты. И произошло это в тех самых краях, которые и без того для поляков являются определяющими в их отношении к России. Поначалу казалось, что возникшая в первые дни после трагедии некая эмоциональная связь польских и российских политиков позволит изменить негативный характер российско-польских связей, формировавшийся веками. Но прошло несколько месяцев, президент Медведев съездил в Варшаву, и оказалось, что одних добрых жестов и проникновенных слов недостаточно, чтобы соседи начали испытывать друг к другу доверие. Пока что, как выразился польский публицист Зигмунт Дзянцеловский, сторонам явно не хватает искренности, когда они говорят о дружбе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию