16+
Понедельник, 16 июля 2018
  • BRENT $ 74.95 / ₽ 4689
  • RTS1189.35
23 декабря 2010, 18:04 Недвижимость

Один из «Центрстроев» выложил за «Мосметрострой» 7,6 млрд

Лента новостей

Итоговая цена сделки на аукционе более чем в 3 раза превысила стартовую стоимость лота и обеспечила Росимуществу треть годового плана приватизации

В ходе аукциона цена «Мосметростроя» повышалась 268 раз с шагом в 20 млн рублей. Фото: РИА Новости
В ходе аукциона цена «Мосметростроя» повышалась 268 раз с шагом в 20 млн рублей. Фото: РИА Новости

Сегодня, 23 декабря, компания «Центрстрой» купила на аукционе Росимущества 100% акций «Московского метростроя» за 7,559 млрд рублей. Итоговая цена сделки более чем в 3 раза превысила стартовую стоимость лота и обеспечила Росимуществу треть годового плана приватизации.

Росимущество выставило на аукцион ОАО «Московский метрострой», компанию, которая много лет является генеральным подрядчиком строительства столичного метрополитена, установив начальную цену 2,199 млрд.

«Московский метрострой» был организован в 1931 году для реализации проекта по строительству московского метрополитена. С тех пор компания построила 177 станций, более 300 км линий метро. Она же строит тоннели и развязки. Выручка в 2009 году составила 23 млрд рублей, прибыль — 35 млн рублей.

Впервые о намерении продать инфраструктурную компанию замглавы Росимущества Эдуард Адашкин сообщил в сентябре в кулуарах Байкальского экономического форума. Аукцион был назначен на 23 декабря, а последним днем подачи заявок стало 16 декабря. Интерес к активу проявило сразу восемь компаний, но были допущены только четыре. Основная борьба развернулась между «Центрстроем» и «Финсервисом»: в ходе торгов цена повышалась 268 раз с шагом в 20 млн рублей.

Установить, кто является конечным бенефициаром «Центрстроя», так и не удалось: в России одновременно функционируют несколько десятков компаний с таким названием, а какая из них участвовала в сделке — не раскрывается. Впрочем, за месяц до аукциона газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники сообщала, что интерес к «Мосметрострою» проявляет председатель совета директоров и бывший владелец санкт-петербургского Промстройбанка Владимир Коган.

В числе потенциальных претендентов на «Мосметрострой» называлось и ЗАО «Инфраструктура», совладельцем которого до января 2010 года был Роман Абрамович. Валерий Абрамсон — бывший партнер миллиардера и глава совета директоров «Инфраструктуры» — недавно подтвердил свой интерес к «Мосметрострою». Еще один довод в пользу покупки компании структурами Абрамсона: интересы «Центрстроя» на торгах представлял Александр Пейсахов, ранее являвшийся совладельцем ЗАО «Управление Метростроя», которое в декабре 2008 года также купила «Инфраструктура».

Так или иначе, но главным «победителем» из этой сделки вышло само Росимущество. Продажа «Мосметростроя» по столь выгодной для государства цене означает выполнение более чем на треть 18-миллиардного плана приватизации на 2010 год.

«Итоговая цена явно завышена — констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Владимир Самородов. — Стоимость инфраструктурных компаний обычно оценивается в 0,3–0,4 от годовой выручки, в то время как в ходе аукциона компания была продана за 0,6 своего годового дохода». По оценкам эксперта, с учетом задолженности «Мосметростроя» в 6,4 млрд рублей и низкой операционной рентабельности в 3,5% справедливая стоимость актива составляет около 2,5 млрд рублей, то есть близка к начальной цене лота.

Таким образом, «Центрстрой» фактически заплатил 200% премию. Единственное рациональное объяснение этому — надежды новых владельцев компании на интенсивное развитие московского метрополитена в ближайшие годы. Эти надежды, по всей видимости, подтверждают заявления Сергея Собянина о строительстве 79 км новых линий подземки к 2015 году.

Если учесть, что прокладка километра метро приносит застройщику в среднем около 50 млрд рублей, можно говорить о том, что за пять лет «Мосметрострой» может рассчитывать на 400 млрд рублей выручки. Впрочем, «Мосметрострой» не является монополистом на этом рынке: строительством метро в столице занимаются также «Трансинжстрой» и «Ингеоком».

Не ждали

Есть и еще одно обстоятельство, способное разрушить планы как устроителей торгов, так и покупателя. Дело в том, что одна из компаний, не допущенных к участию в торгах, намерена оспорить результаты аукциона в суде.

ОАО «Группа Е4» распространила заявление, в котором говорится, что компания «оставляет за собой право оспорить решение Росимущества, а также выступает с инициативой рассмотрения изменений в механизм продажи государственного имущества, в частности, акций с использованием торгов на биржевых площадках и с привлечением независимых инвестиционных банков, обладающих высокой репутацией».

Е4 специализируется на строительстве, инжиниринге и
обслуживании объектов энергообеспечения. Объединяет 13 холдингов, в составе которых работает более 50 предприятий. Общий портфель заказов компании превышает 100 млрд руб. Бенефициаром Е4 является председатель ее совета директоров Михаил Абызов.

Суть претензий Е4 сводится к тому, что представители группы узнали о своем неучастии в торгах только в четверг, хотя организаторы должны были уведомить их за сутки до аукциона, то есть 22 декабря. В компании сообщают: «Уполномоченный представитель Е4 22 декабря прибыл в офис Росимущества для получения информации, допущено ли ОАО до участия в аукционе или нет, однако Росимущество отказало в ее предоставлении, что подтверждено нотариусом». Далее Е4 приводит целый ряд примеров о нарушении процедуры и называет торги «непрозрачными». В компании полагают, что у них есть шансы оспорить победу «Центрстроя».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию