16+
Среда, 13 декабря 2017
  • BRENT $ 62.55 / ₽ 3681
  • RTS1141.50
4 января 2011, 19:59

Автопром набрал обороты

Лента новостей

В 2010 году производство автомобилей всех типов вырастет в России на 91%, а легковой автопром удвоит выпуск. Тем не менее, производители за спросом не успевают, поэтому январских скидок в салонах не ожидается

Оживление авторынка застало врасплох многих производителей. Фото: РИА Новости
Оживление авторынка застало врасплох многих производителей. Фото: РИА Новости

По прогнозу «АСМ-Холдинга», в 2010 году производство автомобилей всех типов вырастет в России на 91%, а легковой автопром удвоит выпуск. Предложение новых машин на рынке пока не поспевает за спросом, поэтому клиентам автосалонов трудно рассчитывать на существенные скидки.

Суммарное производство автотехники в 2010 году должно вырасти до 1,38 млн единиц против 722,1 тысячи машин годом ранее (+91%), подсчитали в «АСМ-Холдинге». Данные по декабрю еще не полные, но известно, что в январе-ноябре 2010 года на российских автозаводах был выпущен 1 млн 254 тысячи 658 легковых автомобилей, грузовиков (включая шасси) и автобусов — это на 91,7% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

Производство грузовых автомобилей в январе-ноябре составило 134723 единицы, что на 67,8% выше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом выпуск грузовиков иностранных марок за счет «эффекта низкой базы» вырос на 105% до 12070 машин.

Выпуск автобусов в России за 11 месяцев 2010 года увеличился на 34,4% до 39166 единиц. Из них 5317 машин — автобусы иностранных марок (рост производства на 41,3%).

Что касается легковых и легких коммерческих автомобилей, то за 11 месяцев их выпуск вырос на 98,3% и составил 1 млн 80 тысяч 769 единиц. При этом рост производства автомобилей традиционных отечественных марок (+82,4% до 522997 штук) оказался несколько ниже, чем у иномарок (+116% до 557 тысяч 772 машин). Таким образом, иномарок в России было выпущено на 6,6% больше, чем автомобилей отечественных брендов. Причем две трети иномарок российского производства выпускаются в режиме «промсборки» — в отчетный период их выпуск вырос на 110,3% до 373 тысяч 548 машин.

В декабре рост производства продолжился, и, по оценке экспертов «АСМ-Холдинга», выпуск легковых автомобилей в уходящем году вырастет в два раза и составит 1,19 млн единиц.

Рост производства следует за оживлением спроса и, как указывают эксперты агентства «Автостат», по отношению к прошлому году рынок легковых автомобилей вырос почти на треть, хотя в сравнении с докризисным 2008 годом объемы продаж на нем пока примерно на 37% меньше.

В соревновании брендов изменилась расстановка сил

На послекризисном рынке явно наметились свои фавориты и аутсайдеры. И дело не только в объемах продаж, но и в оперативности реакции производителей на рост спроса.

По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, среди лидеров российских продаж можно выделить группу из шести фаворитов, которые показали рост не только по сравнению с 2009, но и по отношению к 2008 году. Лидер пока Citroen с показателями роста продаж +36% к 2009 году и +44% к 2008 году. Успешно прошли кризис Volkswagen (+43% и +15%), Kia (+56% и +15%), Mercedes-Benz (+60% и +13%), BMW(+27% и +10%) и Audi (+22% и +8%).

Сергей Целиков особенно выделяет Kia. «Если брать динамику плюс объемы продаж, я бы поставил на первое место Kia, которая вышла на первое место среди иномарок по объемам продаж. У этого бренда самая сильная маркетинговая политика», — считает эксперт.

Далее, по его мнению, идет ровная группа, включающая Audi, BMW и Mercedes-Benz, между которыми очень сильная внутренняя конкуренция. «Volkswagen начал наращивать объемы с опозданием, но планомерно, мощно двигается, так как он не выбрал свой потенциал до кризиса. Что касается Citroen, то у этого бренда хороший старт, но ему нужно наращивать объемы на рынке», — полагает эксперт.

Вслед за лидерами находятся восемь брендов, которые продаются чуть впереди рынка и уже в следующем году могут превысить свой уровень продаж 2008 года. В эту группу вошли Skoda (+38% к 2009 году и -9% к 2008 году), Renault (+29% и -15%), Lada (+45% и -20%), Daewoo (+44% и -27%), Lexus (+67 и -27%), Peugeot (+15% и -27%), Suzuki (+12% и -28%) и SsangYong (+46% и -30%). «У марки Skoda хороший потенциал и она уже скоро может переместиться в группу лидеров», — прогнозирует Сергей Целиков.

И, наконец, наиболее многочисленную группу формируют производители, отстающие по динамике продаж от конкурентов. Среди них большинство показывают рост по отношению к результатам прошлого года, но все они демонстрируют снижение продаж по сравнению с показателями 2008 года, причем снижение больше, чем в целом по рынку. В этой группе преобладают японские бренды: Nissan (+17 и -49%), Toyota (+13 и -60%), Mitsubishi (+3% и -62%), Mazda (-25% и -69%) и Honda ( -25% и -80%). В этой же группе расположились и лидеры по объемам продаж среди иномарок Chevrolet (+9 и -52%) и Ford (+5% и -53%).

Отставание японских брендов эксперты объясняют двумя причинами. Во-первых, это консерватизм и слабая активность развития сборки автомобилей на территории России. Кроме того, те компании, которые уже имеют сборочные предприятия, не делают ставку на массовые модели. Вторым фактором, сдерживающим рост продаж, является очень сильная иена, которая влияет на себестоимость и не дает возможность оперировать ценой на автомобили.

Предложение пока отстает от спроса

Оживление авторынка застало врасплох многих производителей, некоторые из них пока не успели нарастить выпуск наиболее востребованных моделей. Поэтому если в прошлом году дилеры всячески старались привлечь клиентов 15–20% скидками в предновогодний период на некоторые модели, то в нынешнем декабре такие поблажки покупателям были редким исключением.

По словам гендиректора «Спорткар-центра» Дмитрия Баранова, сейчас на российском рынке потребительский спрос находится на очень большом подъеме, а производители не успевают наполнить рынок. Поэтому по многим новым автомобилям образовался достаточно существенный дефицит, который имеет место не только в люксовом и премиум сегментах, но и распространяется на средний класс.

«В принципе все сейчас продают практически уже весну – начало лета. И дилерам нет никакого смысла давать какие-то скидки. Мы продадим все, что у нас есть, независимо от того, будем мы давать скидки или нет, потому что наличие у нас очень ограниченное. Поэтому денежные скидки сейчас практически никто не предоставляет, в лучшем случае можно рассчитывать, на какие-то новогодние подарки, например, комплект зимней резины», — комментирует эксперт.

«Год на год не приходится, но мне так кажется, что в январе самая выгодная покупка автомобилей, потому как январь — это месяц отдыха наших граждан. Кто-то сейчас уезжает на все эти большие новогодние праздники, а кто-то к ним прибавляет еще кусок своего отпуска. И, естественно, в автосалонах пусто. А дилерам, если есть какой-то запас машин, хотелось бы его побыстрее продать, тем более, если это машины прошлого года», — считает руководитель направления Renault компании «Мосрентсервис» Дмитрий Варлыгин.

Но ставка на дисконт может и не оправдаться и, как предполагает гендиректор «Мазда-Центр Кунцево» Дарья Пантюх, после Нового года цены на иномарки наверняка повысятся. «Запаса на новый год сейчас практически ни у кого нет, а с января, или, может быть, чуть попозже, обязательно начнется рост цен у основной массы производителей. В среднем подорожание составит от 1,5% до 3%, и аналогично вырастут цены в салонах», — прогнозирует дилер.

Рекомендуем:

  • Фотоистории