Экспорт Германии не превысил импорта
Лента новостей
В IV квартале 2008 года ФРГ пережила наиболее сильное сокращение ВВП с момента объединения Западной и Восточной Германии — на 2,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Ситуация развивалась хуже, чем ожидали эксперты
В IV квартале 2008 года ФРГ пережила наиболее сильное сокращение ВВП с момента объединения Западной и Восточной Германии — на 2,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Ситуация развивалась хуже, чем ожидали эксперты — согласно их прогнозам, спад должен был составить около 1,8%. Еще до объединения, в 1987 году, ВВП ФРГ упал на целых 2,5%, однако снижение оказалось краткосрочным и сменилось ростом в 2,2%.
На этот раз быстрого улучшения ожидать не приходится. Во II и в III кварталах прошлого года ВВП Германии последовательно сокращался на 0,5% ежеквартально, а на 2009 год правительство и вовсе прогнозирует неутешительный спад в 2,25% — максимальный со времен Второй мировой войны. Ключевыми факторами подобной динамики Федеральное статистическое бюро в Висбадене назвало сокращение экспорта и инвестиций.
Основной причиной такого сильного падения германского ВВП старший экономист аналитического агентства Global Insight Тимо Кляйн (Timo Klein) считает то, что объемы экспорта из страны сократились гораздо сильнее, чем объемы импорта. «Нельзя сказать, что спрос на внутреннем рынке Германии ниже, чем в среднем по Европе — даже, пожалуй, его объем несколько превышает средний показатель. Экспорт в Германию из таких стран, как Франция или Италия, не особенно снизился. Хотя потребление в Германии и упало в IV квартале наряду с другими показателями, но не слишком сильно», — рассказал в интервью BFM.ru Кляйн.
По мнению аналитика Raiffeisen Zentralbank Готфрида Штайндла (Gottfried Steindl), Германия оказалась в наиболее невыгодном положении в результате глобального экономического спада. «Есть два показателя, более-менее характеризующих краткосрочные перспективы экспорта — рост ВВП страны-импортера и ее обменный курс. Наиболее важен первый из них, а экономическая активность во всех странах-получателях немецкого экспорта сейчас крайне низкая», — объясняет BFM.ru Штайндл.
«Думаю, что падение ВВП в IV квартале стало максимальным в квартальном выражении — дальнейшего спада на 2%, 1,5% и так далее ожидать не приходится. Однако подобное сокращение свидетельствует о затоваривании складов немецких предприятий, даже несмотря на падение производства. Поэтому о решительных переменах пока говорить рано», — уверен аналитик.
Важнейший сектор германской экономики, промышленное производство, в декабре показал снижение на 4,6%, а в ноябре — на 3,7%. В первых рядах пострадавших — производители стали: так, компания ThyssenKrupp объявила о сокращении прибыли на 59% в I квартале текущего финансового года и намерена проводить массовые сокращения в связи с падением мирового спроса на сталь.
В Союзе немецких машиностроителей (VDMA) ожидают снижения производства в отрасли на 7% за 2009 год, с потерей до 25 тысяч рабочих мест в связи с потенциальными банкротствами предприятий. «Из-за безусловной ориентации на экспорт мы столкнулись с беспрецедентными событиями», — заявил глава VDMA Манфред Виттенштайн (Manfred Wittenstein).
Машиностроение занимает 19% германского рынка, в нем занято 975 тысяч человек, в основном в отрасли представлен малый и средний семейный бизнес. За последние 5 лет машиностроительное производство в Германии выросло почти на 40%, при этом было создано более 100 тысяч рабочих мест. По словам Виттенштайна, заказы расписаны в среднем на полгода вперед, а доходность от продаж до уплаты налогов составляет более 6%, что позволило создать определенную подушку безопасности: «Мы более устойчивы к кризису, чем в начале 1990-х».
Важную роль играет и автомобильная промышленность, производство в которой в IV квартале сильно упало. Однако во второй половине января в немецком автопроме наметилась стабилизация, частично благодаря правительственным мерам, — рассказывает Тимо Кляйн. «В середине месяца тем, кто сдает автомобили в лом и покупает новую или годовалую машину, начали выплачивать субсидию. Эффект от нововведения ощутили в первую очередь зарубежные производители, поскольку в основном субсидией воспользовались желающие купить небольшие машины — а их массово производят Франция и Италия. Хотя, конечно, Opel и Volkswagen тоже получают немалую прибыль. В январе сложилась интересная ситуация с заказами на авторынке Германии: в целом за месяц падение составило 14-15%, но в последнюю неделю января наблюдался аналогичный рост. Это связано именно с введением данной субсидии», — отмечает эксперт.
По мнению Тимо Кляйна, скорость сокращения ВВП Германии в IV квартале 2008 года не стоит экстраполировать на I квартал нынешнего. «Я вполне уверен, что снижение в I квартале будет не более 1% в квартальном выражении, благодаря развитию событий на автомобильном рынке в том числе. Нельзя забывать, что скорость, с которой падает спрос с сентября прошлого года, действительно беспрецедентна со времен мировой войны. Любые меры, будь то кредитно-денежная или фискальная политика, требуют немалого времени для осуществления и получения отдачи. Например, в ЕЦБ обычно говорят, что результатов от кредитно-денежной политики организации можно в полной мере ожидать не менее чем через 12-18 месяцев. Так что не стоит ожидать эффекта от антикризисных программ в начале 2009 года, скорее они будут восприниматься как постепенно нарастающая поддержка на протяжении года», — отмечает экономист.
Кляйн прогнозирует, что в I и II кварталах 2009 года снижение ВВП будет меньшим, во второй половине года Германию ждут стагнирующие показатели, а в I квартале следующего года начнется медленное улучшение. О грядущей стабилизации говорят и данные исследования бизнес-климата в Германии, в рамках которого представители около 7 тысяч предприятий отвечают на вопросы о перспективах производства и ценах. Этот показатель ощутимо упал во второй половине прошлого года, но уже в конце января ожидания в деловой среде немного восстановились.
«Как и в других странах, кризис совершенно точно приведет к реструктуризации финансового сектора: некоторые финансовые инструменты, скорее всего, не вернутся. Однако если говорить о промышленном секторе, экспортная ориентированность германской экономики никуда не денется. Возможно небольшое смещение в сторону внутреннего рынка, но совсем незначительное. Дело же не в том, что немецкие экспортеры резко стали неконкурентоспособными в последние месяцы — проблема исключительно в спросе на мировых рынках. Как только произойдет глобальное экономическое восстановление, немецкие экспортеры окажутся в выигрыше одними из первых. Поэтому основной вопрос — удастся ли пережить промежуточный период, не потеряв слишком много компаний из-за нехватки заказов», — комментирует ситуацию старший экономист Global Insight.
Розничные продажи в стране тоже не способствуют оптимизму: в декабре этот показатель показал падение на 0,2% с учетом сезонных колебаний, причем подобная динамика наблюдается уже третий месяц подряд. «Экономика Германии никогда не переориентируется на внутреннее потребление еще и потому, что в стране существует традиционная культура сбережений — немцы откладывают на будущее около 10% своего дохода. Привычка покупать в кредит не очень распространена в Германии и вряд ли это изменится, поэтому не стоит ожидать, что спрос со стороны немецких потребителей резко превысит экспортные потребности. Тем не менее, внутренний спрос в настоящее время оказывает стабилизирующий эффект», — резюмирует Тимо Кляйн.