16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.25 / ₽ 8153
  • RTS1173.68
21 февраля 2009, 14:49 Финансы

Простой техасско-карибский бизнесмен

Лента новостей

58-летний техасский миллиардер Аллен Стэнфорд (Allen Stanford), обвиняемый в мошенничестве на сумму 8 млрд долларов, в четверг 19 февраля был обнаружен сотрудниками ФБР около города Фредриксбург, штат Вирджиния

Арест ФБР Алена Стэнфорда. Фото: REUTERS
Арест ФБР Алена Стэнфорда. Фото: REUTERS

58-летний техасский миллиардер Аллен Стэнфорд (Allen Stanford), обвиняемый в мошенничестве на сумму 8 млрд долларов, в четверг 19 февраля был обнаружен сотрудниками ФБР около города Фредриксбург, штат Вирджиния. Когда машина Стэнфорда и его спутницы подъехала к дому, финансисту вручили судебное постановление по гражданскому делу, заведенному Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) против его холдинга Stanford Financial Group.

Стэнфорд повел себя крайне учтиво: он отдал представителям ФБР паспорт и пообещал не выезжать за пределы США, после чего оказался предоставлен самому себе — арестовывать его никто и не думал. Впрочем, передвижения обвиняемого оказались ограничены естественным образом: его активы, равно как и активы его компаний, были заморожены по решению суда. Еще 17 февраля, по данным CNBC, Аллен Стэнфорд пытался бежать из страны на карибский остров Антигуа, предложив частному бизнес-перевозчику оплатить перелет кредитной картой, однако авиакомпания была согласна лишь на банковский перевод.

В начале февраля этого года в прессе появились сообщения о том, что деятельностьюы Стэнфорда интересуются сразу несколько крупнейших американских ведомств: ФБР, SEC, Комиссия по регулированию финансовых рынков (FIRA) и орган финансового контроля штата Флорида. Их подозрения вызвали более высокие, чем в среднем по рынку, прибыли вкладчиков Stanford International Bank. Один из бывших руководителей компании рассказал SEC, что Стэнфорд демонстрировал клиентам гипотетические инвестиционные программы в качестве реальных финансовых результатов. Бизнесмен уверял их, что депозитные свидетельства его компаний не менее, а то и более надежны, чем застрахованные правительством США банковские счета.

17 февраля федеральные агенты провели облаву в офисе Stanford Financial Group в Хьюстоне и закрыли его. Аллена Стэнфорда и двух его ближайших помощников, финансового директора холдинга Джеймса Дэвиса (James M. Davis) и директора по инвестициям Лору Пендергест-Холт (Laura Pendergest-Holt), обвинили в том, что они ввели в заблуждение инвесторов касательно депозитных свидетельств Stanford International Bank, зарегистрированного в Антигуа, на сумму около 8 млрд долларов.

По словам источников из окружения Стэнфорда, ФБР подозревало его в отмывании денег еще на заре его оффшорной банковской деятельности — в 1987 году, но тогда доказать ничего не удалось. В 2006 году его бывший сотрудник подал судебный иск, назвав бизнес депозитных свидетельств Стэнфорда «схемой Понзи, или финансовой пирамидой» (так называемая схема Понзи предполагает, что люди, присоединившиеся к ней раньше, получают процент с вложений тех, кто присоединился позже). 12 декабря 2007 года по иску было достигнуто внесудебное соглашение; сумма вознаграждения, полученного сговорчивым экс-подчиненным банкира, неизвестна. Были и другие подобные прецеденты.

Расследование деятельности Аллена Стэнфорда начало набирать новые обороты в декабре прошлого года, после ареста легендарного Бернарда Мэдоффа, создавшего классическую «схему Понзи» на 50 млрд долларов. Предъявляя Стэнфорду обвинение в мошенничестве, в SEC не стали инкриминировать ему аналогичное правонарушение. По мнению ведомства, техасский бизнесмен «всего лишь» предоставлял инвесторам неверную информацию о надежности своих финансовых инструментов и о характере активов, в которые вкладывались деньги клиентов.

В частности, при продаже депозитных свидетельств консультанты Stanford Group говорили клиентам, что их средства будут размещены преимущественно в свободно продаваемых финансовых инструментах под наблюдением более 20 аналитиков и контролем властей Антигуа. В реальности львиная доля портфеля контролировалась лишь Алленом Стэнфордом и Джеймсом Дэвисом, причем существенная его часть была инвестирована в недвижимость и акционерный капитал предприятий.

По данным самой группы, клиентская база Stanford Financial Group составляет 50 тысяч человек в 140 странах, управляемые ей активы суммарно оцениваются более чем в 50 млрд долларов. Особым успехом услуги компаний Стэнфорда пользовались в странах Карибского бассейна и Латинской Америки.

Пять латиноамериканских государств уже предприняли меры, ставшие ответом на дело против финансиста. Так, после набега испуганных венесуэльских вкладчиков на Stanford Bank Venezuela, имеющий 15 филиалов по всей стране, Каракас заявил о «решении вмешаться и немедленно продать» финансовые компании, принадлежащие Стэнфорду. По словам министра финансов страны, банк уже получил ряд предложений от заинтересованных сторон.

Финансовый регулятор Перу в четверг на 30 дней приостановил операции местного отделения группы, пообещав обеспечить сохранность средств инвесторов. В Панаме орган банковского надзора установил «административный контроль» над локальным филиалом после того, как вкладчики в среду начали массово забирать депозиты. Наконец, Эквадор и Колумбия приостановили деятельность дочерних компаний Stanford Financial Group на фондовых биржах двух стран.

В самом затруднительном положении оказалось Антигуа, где зарегистрирован Stanford International Bank — его активы составляют 8,6 млрд долларов, а ВВП всего островного государства, по оценкам США, в 2007 году едва дотянул до 1,2 млрд долларов. Аллен Стэнфорд уже давно имеет двойное американско-антигуанское гражданство, а в 2006 году его и вовсе посвятили в рыцари Антигуа. Помимо оказания финансовых услуг населению, бизнесмен спонсировал соревнования и сборную по крикету, победившую самих англичан.

Сейчас сотни антигуанских вкладчиков пытаются снять свои деньги со счетов принадлежащего Стэнфорду Банка Антигуа, несмотря на уверения властей, что их средства находятся вне опасности. «Нельзя не учитывать тот факт, что за время своего пребывания здесь он внес существенный вклад в экономическое благосостояние народа Антигуа и Барбуды», — заявил премьер-министр страны Уинстон Болдуин Спенсер (Winston Baldwin Spencer).

Впрочем, в свое благосостояние Аллен Стэнфорд внес уж точно не меньший вклад. Согласно документам, поданным в суд бывшей гражданской женой финансиста Луиз Сэйдж Стэнфорд (Louise Sage Stanford) в марте 2008 года, ему принадлежал авиапарк на сумму около 100 млн долларов и 40-метровая яхта, а также рестораны и собственный остров в Карибском архипелаге. Кроме того, Стэнфорд, Луиз и двое их детей до 2004 года жили в 57-комнатном замке в пригороде Майами, купленном за 10 млн долларов, в котором были собственные башня, ров, паб и искусственная скала.

Выехав из замка, семейство Стэнфорда переехало в чуть более скромные апартаменты, стоимость аренды которых составляла 25 тысяч долларов в месяц. Когда пара разошлась, бизнесмен продолжил выделять 850 тысяч долларов в год на то, чтобы его дети ни в чем не нуждались, включая доступного 24 часа в сутки водителя на новеньком Lincoln Navigator. Кроме того, для каждого из них было отложено по 1 млн долларов на трастовых счетах. Этого экс-подруге Стэнфорда показалось недостаточно, и она подала в суд, утверждая, что он зарабатывает не 272 тысячи долларов в месяц, как указал в документах при оформлении выплат детям, а 50 млн в год — исходя из его капитала в 2 млрд долларов. В августе 2008 года стороны договорились о внесудебном урегулировании иска.

Другая жена Аллена Стэнфорда, на этот раз официальная, тоже не теряет надежды получить свой кусок пирога. Супруги начали жить раздельно еще 10 лет назад, однако Сьюзен Стэнфорд (Susan J. Stanford) подала на развод лишь в ноябре 2007 года. В настоящее время, согласно предписанию суда, финансист выплачивает ей «временную супружескую поддержку» в размере 100 тысяч долларов в месяц и разрешает пользоваться самолетами, яхтами, поместьем в Антигуа, двумя «Мерседесами», спортивным «Порше» и двумя домами, оценивающимися в 2,5 и 1,3 млн долларов соответственно.

Женщины были не единственным увлечением Стэнфорда: важное место в его сердце (и в структуре его расходов) занимала большая политика. По данным Центра ответственной политики (Center for Responsive Politics), Stanford Financial Group с 2000 года выделила 2,4 млн долларов политическим партиям, комитетам и более чем сотне кандидатов, в том числе 31 тысячу 750 долларов Бараку Обаме и 28 тысяч 150 долларов Джону Маккейну. Как только начался нынешний скандал, помощник Обамы поспешил сделать заявление, что эти средства уже пожертвованы на благотворительность. Другие политики также предполагают расстаться с «нечестными» деньгами в ближайшее время.

Аллен Стэнфорд придумал и еще один способ «инвестировать в будущее» — он решил укрепить семейные традиции. В 2001 году бизнесмен заявил, что его прапрапрадедушка был родственником Леланда Стэнфорда, основателя знаменитого Стэнфордского университета. Банкир решил спонсировать восстановление поместья Леланда Стэнфорда в калифорнийском городе Сакраменто, «чтобы помочь сохранить важную часть семейной и истории Стэнфордов», а также нанял генеалогов, чтобы те доказали его родство с основателем престижного учебного заведения. Однако в вузе не разделили его рвения и напрочь отрицали «любое генеалогическое родство между Алленом Стэнфордом и Леландом Стэнфордом», а в 2008 году и вовсе подали иск против финансиста, где утверждалось, что название университета используется клеветническим образом, дабы ввести публику в заблуждение.

На фоне бурной общественной деятельности Стэнфорда уклонение от неуплаты налогов уже не так заметно. Между тем, конфликты с налоговыми службами сопровождают его более 20 лет. Так, в 1990 году бизнесмен и его жена Сьюзен недоплатили налогов на 423 тысячи долларов, а за 2007 и 2008 год эта сумма достигает 212 млн.

«В финансовом мире как нигде имеет значение репутация, имеют значение личные связи. Дать просто так деньги человеку с улицы, просто потому, что он обещает 10% годовых, в нарушение правил риск-менеджмента, без тщательной проверки, можно только при наличии прочных личных отношений», — объясняет начальник управления аналитических исследований управляющей компании «Уралсиб» Александр Головцов. Вопрос, помогут ли Аллену Стенфорду его личные связи избежать пожизненного тюремного заключения, пока остается открытым.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию