Стало ли во Франции больше капитализма? Повысилась ли производительность труда?
Лента новостей
Эксклюзивное интервью BusinessFM министра экономики, промышленности и занятости Правительства Франции
Об этом в эксклюзивном интервью BusinessFM рассказала Кристин Лагард, министр экономики, промышленности и занятости Правительства Франции. С ней беседовал Андрей Жвирблис.
BusinessFM:В ходе президентской кампании Николя Саркози обещал, что во Франции будет больше капитализма, что в стране станет проще заниматься бизнесом. Можно ли констатировать что ситуация с тех пор поменялась?
Лагард: Да, экономическая активность и жизнь бизнеса во Франции изменились. Благодаря реформам, начатым президентом Республики Николя Саркози, мы смогли с одной стороны принять меры для того, чтобы увеличить притягательность Франции для инвесторов, а с другой стороны - повысить производительность труда. Вопрос - дали ли эти меры результаты? В том, что касается притягательности Франции для инвесторов у нас результаты очень хорошие. Франция находится на третьем месте в мире по объему прямых иностранных инвестиций. И это касается всех секторов - и индустриального сектора, и сектора услуг. И мы констатируем постоянный рост этих иностранных инвестиций.
В том, что касается производительности труда, мы постарались выслушать предпринимателей, чтобы понять, в чем они нуждаются. Мы постарались снять ограничения и способствовать инвестициям. Для снятия ограничений мы изменили положения трудового кодекса, в том, что касается рабочего времени. Это известно как закон о сверхурочных часах. Выплаты за них теперь производятся без выплат в социальные фонды и не облагаются подоходным налогом.
BusinessFM:Но сколько теперь времени работник имеет право работать?
Лагард: По действующему закону рабочая неделя длится 35 часов. Но сверхурочные часы больше не квотируются. То есть руководители предприятия могут попросить у их сотрудников работать до 45 часов в неделю. Это максимальная длительность рабочей недели, установленная общеевропейским законодательством. Оплата за это дополнительное время не облагается выплатами в социальные фонды. И налогов работники с них не платят. То есть такой двойной бонус, ибо зарплата за сверхурочные часы на 25% больше с 35 по 39 час и плюс 50% за время свыше 39 часов. То есть системы стала более гибкой. За работу платят больше и - никаких налогов.
Вторая принятая нами мера - поощрение инвестиций. Во Франции существует налог, который называется "профессиональный налог", которым облагалось оборудование и рабочие помещения. Это была просто ересь.
BusinessFM: Но этот налог существует и теперь!
Лагард: Нет его не существует, так как...
BusinessFM:Он может и называется иначе, но он существует!
Лагард: Нет, этот налог совсем иной, так как база теперь другая! Раньше был налог на объем инвестиций. Теперь учитывается только две вещи - недвижимая собственность и добавочная стоимость. И это снижает нагрузку на инвестиции в недвижимую собственность и производственные фонды в среднем - для всех предприятий - более чем на 20%. И наконец третья мера - это поощрение инвестиций в наукоемкие и быстрорастущие отрасли. По инициативе президента Республики мы создали так называемый налоговый кредит в исследования. Это значит, что если вы - русский инвестор - вкладываете во Франции в наукоемкие быстрорастущие сектора 10 евро, то я - министр финансов возвращаю вам 30. Это настоящее партнерство между государством и предприятиями, вкладывающими средства в наукоемкие области.
BusinessFM: Следствием этого стал 22% рост инвестиций за прошлый год. Но тут возникает вопрос - среди этих инвесторов в основном присутствуют европейцы и американцы. Но русских, равно как и бразильцев и китайцев очень мало. Почему?
Лагард: Я думаю, что это связано с плохой информированностью относительно того, что сейчас представляет собой Франция, как место для прямых иностранных инвестиций. На прошлой неделе мы собирались с президентом Саркози и приняли две очень важные меры. Первая - это создание того, что я по-английски назвала бы One Stop Shop - то есть службу единого окна для иностранных инвесторов. Если вы - русский инвестор и у вас есть инвестиционный проект, уже в конце года вы сможете обратиться в это единое окно и получите всю налоговую информацию. Возникнет возможность создавать модель вашего стратегического плана и абсолютно точно исчислить налоги, которые вам придется платить в дальнейшем. Кроме того, у вас появится возможность получить, если вам этого захочется, налоговый рескрипт, в котором будут указаны все налоговые параметры. Вторая возможность, которую мы предоставим и которая сейчас тестируется в Париже, в департаментах О-дё-сен и Рон-Альп - единое окно для решения вопросов иммиграции. Мы много слышали со стороны наших русских друзей - и они совершенно правы - что условия иммиграции иногда очень трудны. Получить вид на жительство для членов семьи и сопровождающих лиц было весьма сложно и утомительно. Надо было стоять в очереди, после этого идти к врачу, затем возвращаться в консульство… Теперь мы создаем единое окно, где все эти формальности могут быть выполнены сразу.
Вот две - совершенно практические меры - единое налоговое окно и единое иммиграционное окно, которые позволят инвесторам понять, как они могут приехать во Францию и в ней инвестировать.
BusinessFM: Но все же иногда мы становимся свидетелями того, когда инвестициям мешают. Мы все являемся свидетелями развивающегося дела ЛакталИс-Пармалат. Я не знаю...
Лагард: Но это происходит в Италии.
BusinessFM:Согласен, это происходит в Италии, но говорят, что французы ведут себя схожим образом. Все-таки во Франции существуют инвестиционные комитеты. И существуют ключевые места в экономике, куда иностранцев особо не пускают...
Лагард: Я дам вам два ответа. Во-первых, в декабре 2005 года был принят декрет, в котором было обозначено 11 секторов экономики, в которых государство - то есть в данном случае я - могу сказать - "нет, эту инвестицию мы не хотим". Эти 11 секторов четко обозначены. Они все связаны с обороной и безопасностью. Вне этих секторов я не имею права от имени французского государства налагать вето. Пример - в этот понедельник группа «Сольвэ», которая принадлежит иностранцам, в частности бельгийцам объявили о выкупе через оферту группы «Родиа» специализирующейся на химическом производстве. Они инвестируют в том, что принято называть "чувствительном" секторе экономики. Тем не менее, мы совершенно удовлетворены их приходом.
BusinessFM