16+
Пятница, 24 января 2025
  • BRENT $ 78.21 / ₽ 7751
  • RTS930.18
7 апреля 2011, 11:49 ОбществоПутешествияПолитика

Большие комплексы маленькой страны

Лента новостей

За что венгры не любят соседей?

Несколько лет назад во время археологической экспедиции мы с моим другом Андреем Супруном познакомились с одной красивой словачкой. В тот момент я как раз собирался ехать в Будапешт и любезно пригласил новую знакомую навестить меня в Венгрии, до которой из Братиславы можно доехать всего за час. «Уж лучше вы к нам», — улыбнулась в ответ девушка. После нескольких лет учебы в Будапеште я понял, почему она так сказала

Венгры не любят своих соседей по Центральной Европе. Внешне они их уважают и никогда неприязни не покажут. Но настоящей любви между пограничными странами нет. Венгры не любят украинцев (восточная граница), терпеть не могут словаков (северная), недолюбливают австрийцев (северо-западная), свысока поглядывают на словенцев и хорватов (юг) и постоянно ругают румын (юго-восток). Откуда в таком маленьком народе столько неприязни ко всем соседям? Неужели без этого нельзя?

Корни нелюбви зарыты в далеком XIX веке. В 1861 году после долгой борьбы за права австрицы-Габсбурги обьявили Венгрию самостоятельным королевством с обширными правами самоуправления. Помимо территории современной Венгрии в него входили вся современная Словакия, современная Хорватия, часть Боснии и Герцеговины и половина Румынии, в том числе и развитая провинция Трансильвания.

На полученных венграми землях проживало множество разных народов: словаки, украинцы, поляки, сербы и другие народы. Надо было что-то делать со всеми этими людьми. Венгерский парламент долго думал и, наконец, принял в несколько приемов программу «мадьяризации». Согласно этой программе, представители коренных национальностей не могли занимать высокие посты в Венгерском королевстве. Если словак, румын, хорват хотел сделать карьеру на родине, он должен был учить венгерский язык и принимать венгерскую культуру. Число школ, в которых преподавание велось на языках «коренных национальностей», было резко ограничено. Таким образом венгры надеялись справиться со своими подданными и сохранить свою нацию в «славянском море».

Программа «омадьяривания» уже начала давать первые плоды, когда над Европой разразилась мировая война. Эту войну Венгрия проиграла. По итогам подписанных в Трианоне мирных соглашений от территории королевства отторгались земли современной Словакии, Хорватии, половины Румынии и других стран. Около 40% венгров территории бывшего королевства внезапно оказались за рубежом. Новые правители венгерских земель немедленно обьявили «мадьяризацию» недействительной и предложили своим новым подданным учить языки «коренных национальностей». Далеко не все мадьяры согласились жить в новых условиях. Часть из них уехала в Венгрию, где адмирал Хорти задушил «гидру» коммунистической революции, а часть осталась жить в новых странах и начала активную борьбу... за присоединение к Венгрии.

С тех пор «венгерский вопрос» остается важным пунктом во внутренней политике всех балканских стран. Уже почти сто лет мадьярские меньшинства в Сербии, Румынии, Украине, Словакии не сдаются и продолжают борьбу за права. Уже почти сто лет венгры кладут цветы к траурному мемориалу Трианонского договора! Борьба за возвращение к границам до 1918 года передается из поколения в поколение через школьные учебники. В некоторых из них Словакия названа «верхней Венгрией» и никак иначе. Соседние правительства обижаются и принимают ответные меры. Это порождает споры среди простых людей: мой друг-румын и подруга-венгерка как-то чуть не разбили всю посуду в доме в ходе спора о том, на каком языке должно писаться название крупного румынского университета.

Мою знакомую из Словакии можно понять. Вряд ли какой-нибудь москвич или ярославец захочет ехать в страну, где его родину называют не иначе как «северной Украиной». Однако несмотря на то, что «венгерскому вопросу» скоро исполнится 100 лет, в последнее время появилась надежда на улучшение ситуации. Эту надежду дал Евросоюз. Вхождение стран Центральной Европы в состав Шенгенского соглашения уничтожило внутренние границы и связанные с ними трудности… Венгерские, словацике румынские политики часто встречаются в органах власти Евросоюза и вынуждены вместе отстаивать интересы региона. Это, конечно, не означает решения всех проблем, связанных с языком и национальными меньшинствами, однако дает надежду на лучшее будущее. Через сто лет после распада империи Венгрия постепенно начала отказываться от имперских комплексов и тихих проклятий в адрес соседей. Это не может не радовать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию