16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.03 / ₽ 3684
  • RTS1156.74
15 апреля 2011, 10:02 ТехнологииПраво

«Аэрофлот» сведет в таблицу 170 томов претензий к ВТБ24

Лента новостей

Новый поворот в процессе по иску компании «Аэрофлот» к банку ВТБ24 о взыскании 146,6 млн рублей убытков в связи со сбоем в системе онлайн-продаж авиабилетов. На заседании суда ответчик снизил размер встречного иска к авиакомпании

Электронный билет «Аэрофлота». Фото: РИА Новости
Электронный билет «Аэрофлота». Фото: РИА Новости

Новый поворот в процессе по иску компании «Аэрофлот» к банку ВТБ24 о взыскании 146,6 млн рублей убытков в связи со сбоем в системе онлайн-продаж авиабилетов. На заседании Арбитражного суда Москвы вечером 14 апреля кредитное учреждение снизило на 2,5 млн рублей размер встречного иска к авиакомпании. Теперь банк требует взыскать с «Аэрофлота» 23,7 млн рублей. Между тем, ВТБ продолжает вести собственное расследование.

ОАО «Аэрофлот–Российские авиалинии» обратилось в суд после того, как 16 июля 2010 года компания Assist, которая совместно с ВТБ24 участвовала в реализации проекта интернет-эквайринга для «Аэрофлота», подверглась хакерской атаке. В результате клиенты авиакомпании не могли пользоваться услугой по оплате авиабилетов через Интернет. Устранить сбой удалось только через 7 дней.

После этого инцидента «Аэрофлот» отказался от услуг ВТБ24 и перешел на платежную систему Альфа-банка.

По данным представителей «Аэрофлота», из-за компьютерного сбоя тысячи ее клиентов не смогли купить билеты. Компания рассчитала сумму иска, исходя из количества пассажиров, пытавшихся произвести оплату по Интернету, а также стоимости билетов, которые они хотели приобрести.

Вначале «Аэрофлот» подал иск о возмещении убытков в размере 194 млн руб. Позже его юристы представили более полные расчеты и уменьшили сумму требований до 146,6 млн рублей.

ВТБ нанес ответный удар

В свою очередь банк не согласился с предъявленными претензиями и выдвинул против авиакомпании встречный иск на 26,2 млн рублей.

В эту сумму кредитное учреждение включило расходы, которые ВТБ24 понес в результате исполнения договора с авиакомпанией: закупил оборудование, получил лицензию на программное обеспечение, разработал специальную систему, которая позволила уменьшить финансовые потери «Аэрофлота» в случае, если клиент оспаривал транзакцию (например, если его кредитку использовали мошенники), а также выплату комиссии за авторизацию платежных карт American Express.

Однако, как пояснил на заседании в четверг представляющий интересы ВТБ24 в суде юрист Вадим Наумов, в марте этого года «Аэрофлот» согласился с требованиями банка на 2,5 млн рублей и добровольно выплатил эту сумму. В этой связи размер встречного иска ВТБ24 уменьшил до 23,7 млн рублей. Судья Дмитрий Котельников приобщил уточненный встречный иск.

Представитель банка утверждал, что клиенты «Аэрофлота» через неделю смогли повторно забронировать билеты по тем же направлениям. Следовательно, авиакомпания не понесла никаких убытков.

При этом Наумов сослался на данные «неофициального» исследования, которое провело ООО «Мультикарта». Эта фирма наряду с компанией Assist участвовала в реализации проекта интернет-бронирования билетов в ВТБ24 и сейчас привлечена к участию в споре в качестве третьего лица.

Доказательства в 170 томах

Однако представители «Аэрофлота» отвергли в суде версию о том, что клиенты авиакомпании смогли через неделю возобновить бронирование билетов через Интернет или выкупить билеты в офисах авиакомпании.

«Мы понесли убытки на тот день, что пассажир не полетел. Это предположения, что человек полетел позже», — заявила юрист «Аэрофлота».

Поскольку представленные «Аэрофлотом» документы насчитывают более 170 томов, судья отложил заседание на 30 мая. Он обязал заявителя к этому времени представить подробную таблицу с указанием персональных данных клиентов авиакомпании, которые не смогли забронировать билеты в период сбоя. Он также просил указать даты повторного бронирования.

Комментируя судебное разбирательство, глава ВТБ24 Михаил Задорнов назвал предъявленный «Аэрофлотом» иск необоснованным. Он заявил BFM.ru, что «во всем мире хакерские атаки приравниваются к форс-мажорным обстоятельствам, при которых понять, кто несет ответственность за сбои, нереально».

Банкир напомнил, что не так давно была зафиксирована атака на «Живой журнал», где имеется блог президента России, и «виноватых до сих пор не нашли». «По нашему мнению, «Аэрофлот» преувеличил свои претензии к нашему банку, выставив нам счет за всю сумму своих потерь, рассчитанную по среднему обороту, который мог бы пройти через сайт компании за время атаки», — сказал Задорнов. Он считает выставленную банку сумму странной: «Обычно, если люди не могу купить билет в онлайне, они идут в кассу и покупают билеты там», — отметил Задорнов.

По его словам, ВТБ24 уже давно проводит собственное расследование, о результатах которого юристы банка планируют сообщить суду.

Стоит отметить, что, сразу же после случившегося руководство банка обратилось с заявлением в МВД, в котором просило установить виновных в хакерской атаке. О том, удалось ли найти злоумышленников, Задорнов не сказал.

Руководитель адвокатского бюро «Глушенков и партнеры» Александр Глушенков (он специализируется на делах, связанных с Интернетом, — BFM.ru), разделяет недоумение главы ВТБ24 по поводу поданного «Аэрофлотом» иска. По его мнению, именно «Аэрофлот», а не ВТБ24 должен был обращаться в правоохранительные органы с тем, чтобы выяснить, кто стоял за DDоS-атакой.

«Насколько я помню, у других партнеров банка из числа авиакомпаний не было проблем с покупкой электронных билетов. Поэтому здесь могла быть хакерская атака, направленная именно против «Аэрофлота», — сказал адвокат. Он полагает, что причины случившегося могут сыграть решающую роль для исхода процесса в арбитраже. «Если банк не обеспечил безопасность платежной системы — это одно, если это недоработки купленного программного обеспечения — это другое. Если же программное обеспечение было нормальным, но его установили неправильно — это третья история», — заметил Глушенков.

Завидное постоянство хакеров

Стоит отметить, хакерские атаки в последнее время стали настоящей бедой для разных компаний и СМИ. Так, всего пару дней назад хакерской атаке подверглись аккаунты известного блогера Антона Носика.

Ранее, 7 апреля, жертвой хакеров стала «Новая газета». Представляющий интересы издания адвокат Ильнур Шарипов 14 апреля подал в Следственное управление по Юго-Восточному округу Москвы заявление о возбуждении дела. По его мнению, хакеры совершили как минимум два преступления: «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» и «создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих к несанкционированному блокированию информации» (статьи 144 УК РФ и 237 УК РФ).

Самыми же заметными и обсуждаемыми в последнее время стали действия хакеров в отношении LiveJournal («Живой Журнал», ЖЖ), о чем упомянул Михаил Задорнов. Эта популярная блоговая площадка в последние дни марта и в первых числах апреля подверглась неоднократным DDos-атакам, которые на длительное время, по сути, «отлучили» ее от пользователей.

Рекомендуем:

  • Фотоистории