16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.20 / ₽ 8218
  • RTS1180.82
12 марта 2009, 08:11 Технологии

МТС пообещала не дорожать

Лента новостей

Российский сотовый оператор МТС отчитался по итогам работы за 2008 год. Чистая прибыль по итогам года снизилась на 6,8%, но выручка выросла на 24,2%. Эксперты полагают, что результаты первого квартала 2009 года будут гораздо хуже

В МТС подсчитали прибыли и убытки. Фото: ИТАР-ТАСС
В МТС подсчитали прибыли и убытки. Фото: ИТАР-ТАСС

Чистая прибыль МТС по итогам года снизилась на 6,8% — до 1,93 млрд долларов, выручка выросла на 24,2% — до 10,24 млрд. Показатель OIBDA увеличился на 21,7% и составил 5,14 млрд долларов, рентабельность по OIBDA упала с 51,2% до 50,2%.

За октябрь—декабрь чистая прибыль МТС снизилась на 68,4% — до 145,5 млн долларов, выручка увеличилась всего на 4% и составила 2,41 млрд долларов. Показатель OIBDA вырос на 3,1% — до 1,162 млрд долларов, а рентабельность по OIBDA за год снизилась с 48,4% до 48,1%.

Основной причиной снижения финансовых показателей МТС в четвертом квартале стала девальвация валют стран СНГ и убытки от курсовых разниц, которые по итогам последнего квартала составили порядка 494,6 млн. долларов. При этом большинство опрошенных BFM.ru аналитиков ожидали худших показателей, ведь уже в четвертом квартале 2008 года, отмечают они, сказалось влияние финансового кризиса.

Впрочем, по мнению экспертов, негативные тенденции, наметившиеся в четвертом квартале, неизбежно проявятся в первом квартале 2009 года. Так, в последнем квартале 2008 года на ключевом для группы компаний МТС российском рынке наблюдалось снижение ARPU (среднемесячный доход с одного абонента) с 278,78 до 258,28 рублей (по сравнению с третьим кварталом), а также наметилось замедление темпов роста MOU (среднее количество минут, выговариваемых абонентом). Если по итогам третьего квартала 2008 года темпы роста этого показателя составили 2,8%, то по итогам четвертого — уже 2,3%.

Падение ARPU обусловлено снижением средней стоимости за минуту разговора (APPM), отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов. «Абоненты старались пользоваться теми тарифными планами, где стоимость за минуту разговора ниже», — поясняет он. Квартальное рублевое снижение APPM (средняя стоимость минуты разговора, то есть отношение ARPU/MOU) составило около 9,5%, поясняет аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. По его мнению, сыграли свою роль новогодние акции МТС, которые также помогли компании обеспечить прирост MOU на 2,3%, а абонентской базы — на 4,4%. «В нынешних условиях компания не сможет долгое время, по сути, демпинговать на рынке и цены вернутся на прежний уровень. Таким образом, эти маркетинговые акции лишь отсрочили неминуемое — падение MOU (и ARPU) за счет снижения платежеспособного спроса», — говорит эксперт.

«Это общая тенденция для всех сотовых операторов, не только для МТС, — считает аналитик «Файненшл Бридж» Алексей Галанин. — И хотя снижения MOU как такового еще не произошло, но показатели по приросту оказались меньше». «Спад разговорной активности в будущем в значительной степени будет зависеть от тарифной политики операторов, от того, будут ли они повышать тарифы», — считает Белов. Он напоминает, что «Вымпелком» (бренд «Билайн») в конце февраля скорректировал ряд тарифов для абонентов предоплатной системы расчетов, а также для корпоративных клиентов в сторону увеличения. Помимо этого, у «Вымпелкома» и «Мегафона» подорожали роуминговые услуги.

Опрошенные BFM.ru эксперты уверены, что корректировку тарифов позволит себе и МТС, но произойдет это не в первом квартале 2009 года. «Для сотовых операторов максимально возможно повышение тарифов на уровень инфляции», — предупреждает Константин Белов. По прогнозам аналитика ИК «Открытие» Тибора Бокора, в первом полугодии 2009 года ARPU МТС будет стабильным, но во втором — из-за вероятного повышения тарифов — может вырасти на 7%. В то же время MOU по итогам года может снизиться в среднем на 2-5% по сравнению с четвертым кварталом 2008 года.

Впрочем, президент МТС Михаил Шамолин уверяет, что компания повышать тарифы не планирует: когда доходы населения в России падают, а конкуренция на рынке сотовой связи усиливается, говорит он, подобные действия могут привести к оттоку абонентов в сети других сотовых компаний. «Ценовая стратегия МТС сегодня состоит в том, чтобы проводить некоторые структурные преобразования внутри действующих тарифов, предлагая при этом абонентам низкие цены на звонки внутри сети МТС» — цитирует президента МТС «Прайм-ТАСС».

В январе-феврале 2009 года у МТС не было оттока абонентов в массовом сегменте, отметил Михаил Шамолин, а доходы в корпоративном сегменте стабилизируются, надеется он, после их сокращения на фоне общего снижения деловой активности и потребления услуг пользователями этого сегмента в четвертом квартале.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию