16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
6 июля 2011, 12:03 ОбществоПравоПолитика
В фокусе: Запрос дня от Google

Врачи не спасли Магнитского от болезней и избиения

Лента новостей

Правозащитники, расследующие причины гибели юриста Hermitage Capital Магнитского, сообщили Медведеву, что согласны с версией СКР о виновности врачей и попросили передать тюремную медицину Минздраву. Но истинной причиной смерти они считают избиение

Дмитрию Медведеву передали доклад о возможных причинах гибели Сергея Магнитского и попросили передать тюремную медицину в Минздрав.  Фото: РИА Новости
Дмитрию Медведеву передали доклад о возможных причинах гибели Сергея Магнитского и попросили передать тюремную медицину в Минздрав. Фото: РИА Новости

Есть веские основания для возобновления расследования причин гибели консультанта инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского — таковы выводы совета при президенте России по развитию гражданского общества. В своем докладе главе государства правозащитники сообщили, в частности, о том, что показания врача Александры Гаус были дезинформацией. Она заявила, что Магнитскому перед смертью проводились реанимационные мероприятия. Однако так было только на бумаге.

Как говорится в промежуточном заключении совета, когда Магнитский заявил, что его хотят убить, Гаус расценила его поведение как неадекватное и вызвала психиатрическую бригаду и бригаду усиления со спецсредствами в составе восьми человек, которые, применив наручники, отвели Магнитского в бокс. Медиков к больному не допустили. При этом в документах Гаус зафиксировала, что Магнитскому проводились реанимационные мероприятия сотрудниками «скорой помощи».

Новый поворот дела Магнитского стал одним из главных запросов в поисковой системе Google в среду.

На заседании президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества в Нальчике 5 июля правозащитники передали главе государства пятистраничный доклад — результат собственного расследования причин гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

В мае, напомним, Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке взять дело под свой контроль.

В докладе содержится оценка деятельности судебных инстанций, рассматривавших дело Магнитского, условия его содержания, игнорирование жалоб заключенного на плохое самочувствие. Авторы доклада расценили действия следователя и начальника СИЗО, где сидел Магнитский, как воспрепятствование оказанию заключенному медицинской помощи. Подтверждены факты преступного неоказания помощи заключенному — то есть нарушения права на жизнь. Речь идет об отказе следователей удовлетворить ходатайство адвокатов Магнитского о его переводе в СИЗО «Матросская тишина» для проведения УЗИ, запаздывании первичного осмотра на месяц после поступления Магнитского в «Бутырку».

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева ранее сообщала, что в докладе будет затронута тема тюремной медицины. «Мы нуждаемся в помощи президента для того, чтобы тюремная медицина была отдана Минздраву. В нынешней ситуации тюремные врачи выполняют поручение тюремного начальства, а через него и следствия. И часто людям, которые находятся в следственном изоляторе, не оказывают помощь», — сказала она.

Часть доклада, как сообщали его составители, посвящена коррупционной составляющей дела Магнитского.

Накануне встречи с президентом, 4 июля, председатель Постоянной палаты по правам человека политического консультативного совета при президенте, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заявил, что юрист фонда Hermitage Сapital Сергей Магнитский умер в тюрьме от избиений.

«В докладе для президента мы пишем, что Магнитский умер из-за избиения. Это наша версия. Это самая настоящая пытка. Я думаю, это не было сознательное убийство. Я не исключаю, что было указание проучить Магнитского. Наша версия — он мог умереть от избиений. В камере, в которой его нашли мертвым врачи "скорой помощи", они увидели следы от наручников. Есть факты, подтверждающие применение резиновой дубинки. Целый час Магнитский был без медицинской помощи», — заявил Борщев.

Сергей Магнитский скончался в возрасте 37 лет в «Матросской тишине», куда незадолго до смерти был перевезне из Бутырской тюрьмы, 16 ноября 2009 года. По версии следствия, в сентябре-октябре 2007 года Магнитский вместе с сообщниками при помощи мошенничества с налоговыми декларациями похитил из госбюджета 5,4 млрд. рублей. Инвестфонд Hermitage утверждает, что эта сумма была уплачена его компаниями государству, но деньги были украдены коррупционерами, в числе которых сотрудники правоохранительных органов.

Сергея Магнитского обвиняли в уклонении от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ). Расследование причин смерти по горячим следам не проводилось. Позже Следственный комитет РФ возбудил по факту смерти С.Магнитского уголовное дело по ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК РФ (халатность).

Первый отчет по делу Магнитского был подготовлен в 2009 году, но должной реакции на него не последовало, сообщил Борщев. «Были лишь слова о том, что Магнитский умер от болезни сердца», — напоминает правозащитник.

По итогам первой судебно-медицинской экспертизы в Следственном комитете пришли к выводу, что в гибели Магнитского никто не виноват. И лишь начальник «Матросской тишины» Фикрет Тагиев был временно отстранен от должности. Затем была вторая экспертиза — результат тот же.

На этом фоне заявление представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, прозвучавшее по странному стечению обстоятельств тоже 4 июля, прозвучало несколько неожиданно. Во-первых, СК признал, что гибели Магнитского можно было избежать. Во-вторых, СК возложил вину за его смерть на врачей.

«Причиной смерти в СИЗО Сергея Магнитского стало сочетание нескольких заболеваний, а также недостатки в оказании ему медицинской помощи и несвоевременная диагностика хронических заболеваний, — сказал Маркин. — Эксперты пришли к выводу о том, что причиной смерти Магнитского явилось сочетание двух заболеваний: вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита. Кроме того, у потерпевшего имелся и ряд других заболеваний, не связанных с наступлением его смерти».

Он добавил, что в ближайшее время следствие планирует привлечь к уголовной ответственности лиц, не оказавших врачебную помощь. В СКР не стали называть имена подозреваемых, но, судя по материалам правозащитников, которые разбирались в происшедшем, основные претензии могут быть предъявлены бывшему заместителю начальника СИЗО «Бутырка» (в нем до перевода в «Матросскую тишину» содержался Магнитский) по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову и заведующему терапевтическим отделением того же СИЗО Ларисе Литвиновой, пишет «Коммерсантъ». Сегодня эксперты заговорили о том, что наказана будет и Александра Гаус. Кстати, имена этих врачей включены в так называемый список Магнитского — лиц, против которых депутаты стран Евросоюза и США призывают ввести санкции.

«Накануне Следственный комитет обвинил в смерти юриста врачей, не оказавших заключенному необходимую помощь. Нас очень смутило заявление Следственного комитета, которое целиком и полностью ограничивает вину за смерть Магнитского только тюремными медиками. Выводить из-под ответственности следствие и следователя Олега Сильченко неправомерно. Мы будем добиваться наказания тех, кто виновен в смерти Магнитского, тех, кто нарушает российское законодательство. Мы думаем, что внимание президента будет серьезное», — заявил Валерий Борщев утром 5 июля.

Такой же точки зрения придерживаются и сотрудники Hermitage Capital. Они настаивают, что все, кто прямо или косвенно виновен в смерти Магнитского, должны быть привлечены к уголовной ответственности. Список виновных в фонде обнародовали давно, в нем порядка 60 фамилий, в частности, сотрудники МВД Олег Сильченко и Алексей Кузнецов и его подчиненные Кречетов, Толчинский и Дроганов.

Глава президентского совета Михаил Федотов был не столь категоричен: он сообщил РИА «Новости», что выводы предварительного заключения правозащитников совпадают с заявлением Следственного комитета России о несвоевременной медицинской помощи юристу.

В сообщениях информагентств по результатам встречи правозащитников с главой государства не было ни слова о версии избиения.

В случае с Сергеем Магнитским, судя по всему, действительно были преступления, которые привели к его смерти, заявил Дмитрий Медведев на заседании Совета.

«Я все поручения дал и следственным структурам, и Генеральной прокуратуре, с тем чтобы собрали все, что есть на эту тему и еще раз прошлись по всему этому материалу. И только что расписал вашу бумагу соответствующим структурам», — сказал президент.

«Меня волнует только одно. Случай Магнитского — это, конечно, очень печальный случай. Потому что человека не стало и, судя по всему, там действительно были какие-то преступления, которые как минимум привели к этому результату. Люди не должны в тюрьме умирать, если они болеют, они должны оттуда выходить лечиться, а потом их судьбу должен определять суд», — цитирует главу государства РИА «Новости».

На вопрос, адресованный Борщеву, было ли доложено президенту о версии избиения Сергея Магнитского, BFM.ru получил следующий ответ: «Это было в нашем докладе, мы также писали, что факт избиения надо расследовать и что следователь Сильченко должен нести ответственность. Мы Медведеву это вручили. Но на встрече было очень мало времени для сообщения. Мара Федоровна Полякова (сопредседатель правления Независимого экспертно-правового совета — BFM.ru) очень кратко изложила суть ситуации, а с подробностями, конечно, надо чтобы они разбирались. Мы, конечно, будем требовать расследования избиений. Доклад передан Медведеву в руки, т.е. дело ещё не закончено».

При этом расследование причин смерти Магнитского позволило правозащитникам продвинуться в законотворческой деятельности. Так, Совет предлагает принять федеральный закон о гражданском контроле. «Концепция федерального закона об общественном, или гражданском, контроле нами разработана. Она является еще предметом наших внутренних дискуссий, но мы полагаем, что такой закон может стать структурообразующим ядром новой отрасли российского законодательства — законодательства о гражданском контроле», — заявил в Нальчике Михаил Федотов.

По его словам, введение в российское право универсального института защиты общественного интереса позволит вооружить граждан прямым и легитимным инструментом влияния на власть. «Если вы дадите добро, то мы готовы представить проект такого федерального закона до конца этого года», — обратился к президенту Федотов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию