Шалом
Лента новостей
Можно было бы порекомендовать российских эмитентов из оборонной промышленности, тем более что потенциал для роста военного госзаказа США / НАТО уже сильно ограничен дефицитом бюджета, а предстоящая модернизация российской армии сулит существенное увеличения оборота ОПК РФ
Хочешь мира — готовься к войне. Прожив долгое время в этой вполне миролюбивой стране, я не удивился объявленным на этой неделе очередным масштабным учениям канадских войск в Арктике. Вполне пропорциональный ответ на заявления о создании на крайнем Севере боевой группировки российской армии. И хотя словосочетание «канадская армия» по сути оксюморон, а армия РФ это лишь отголосок мощи «Красной армии», само присутствие этих войск создает предпосылку конструктивному диалогу по территориальным вопросам между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией.
Даже помимо геополитической борьбы мажоров за несметные природные ресурсы Арктики, в мире накаляется военная напряжённость. Ось зла не сдается, несмотря на экономические санкции. Мусульманские фундаменталисты группируются и копят оружие. Тлеют конфликты вЛивии, Афганистане, Ираке, Сирии, Пакистане, Ливане, Судане и других странах. Да, и в целом, людей все больше, а ресурсов все меньше — no pasaran!
Президент Медведев в среду говорил о неминуемых карах высшим чинам за срыв оборонного заказа в 2011 году. Министр обороны, в свою очередь, обвинил ОПК в производстве неконкурентной (дорогой) продукции. Вся ситуация с покупкой «Мистраля» и его технологий, задержек с выполнением заказа для ВМФ Индии и семь лет тестовых запусков «Булавы» выглядят как-то несерьезно.
Конечно, российский стратегический ядерный потенциал, боеспособные системы ПВО, современная авиация и несколько десятков элитных боевых бригад — вполне достаточный сдерживающий фактор. К тому же, исторически так повелось, что кто к нам с мечом приходит — погибает обычно от менее современного оружия (что делает такое поражение более обидным). И все же эффективное выполнение оборонного заказа — дополнительная гарантия мира с опасным НАТО, странноватыми бывшими союзными республиками и огромным Китаем. Задача Министерства обороны — поддержка обороноспособности, а не оборонпрома, и министр скорее прав, не закупая не отвечающею требованиям, хотя и made in Russia технику. При этом сам я в армии не служил, ничего в оружии не понимаю и перехожу на более понятные мне темы — деньги и веру.
Деньги
Раз стратегически важно (и ради мира) всегда быть готовым к войне, то и эффективность военных расходов нужно мерить стратегическим аршином с нефинансовыми делениями шкалы. Соответственно, доходы и показатели компаний ОПК должны в среднем быть лучше, чем в других отраслях экономики — надеюсь, логика здесь очевидна.
В июньской статье блога я предлагал рассмотреть инвестиции в акции компаний, производящих элитную продукцию (три бумаги со дня публикации выросли на 17%), в этот раз я предлагаю радикально противоположные инвестиции — акции компаний оборонного комплекса. Например, американской FLIR, уже 33 года производящий тепловые и инфракрасные приборы видения, используемые как в военных, так и в мирных целях, или британский Thales, производящий электронное оборудование для авиационной, космической, военной и транспортной индустрии. Можно было бы порекомендовать российских эмитентов из оборонной промышленности, тем более что потенциал для роста военного госзаказа США / НАТО уже сильно ограничен дефицитом бюджета, а предстоящая модернизация российской армии сулит существенное увеличения оборота ОПК РФ, но с переносом лондонского листинга «Вертолетов России» таких эмитентов (если не считать неликвидные otcимена) пока не существует.
Вера
В Библии есть несколько описаний войн, например, есть интересный рассказ о том, как царь страны, расположенной на юге восточного берега Йордана, использовал неконвенциальные типы вооружения, пытаясь избежать прямого столкновения с Моисеем, ведущим свой народ по пустыне … эта история была бы отличным сюжетом для триллера: наемники, деньги, вино, женщины, и в итоге все решило одно очень острое копье. Happy end!