16+
Четверг, 2 мая 2024
  • BRENT $ 83.57 / ₽ 7795
  • RTS1174.68
20 июля 2011, 12:01

Е. Аркуша: «Топливный кризис далек от завершения»

Лента новостей

Производители ГСМ отказались выполнить требование ФАС о снижении цен на бензин, сославшись на кризис. О том, каким образом можно избежать топливного коллапса в интервью Business FM рассказал президент Российского топливного Союза Евгений Аркуша

Большинство крупнейших производителей ГСМ отказалось выполнить требование ФАС о снижении цен на бензин. В письмах, направленных в антимонопольное ведомство, говорится, что если ФАС не прекратит попытки регулировать топливный рынок, Россию ждет вторая волна бензинового кризиса.

То есть дальнейшее снижение цен приведет к ажиотажному спросу и исчезновению бензина на заправках. «Роснефть» в качестве выхода предлагает изменить формулу расчета конкурентной цены. Бензин на спотовом рынке и так уже начал дорожать при дефиците предложения.

Накануне Business FM узнало в информационном центре «Кортес», что цена 92-ого выросла на 1,7% до 29 тысяч руб. за тонну.

О том, каким образом можно избежать топливного коллапса Business FM рассказал президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:

Business FM: Правильно ли действуют в данной ситуации нефтяники, выдвигая такой ультиматум? Насколько вероятен бензиновый коллапс?

Аркуша: В настоящее время дефицит присутствует на рынке, и вот тот кризис топливный, который мы наблюдаем по сути дела с февраля месяца, он еще далек от завершения. И основная причина такой дефицитной ситуации в стране связана с тем, что далеко не все нефтяные компании могут производить топливо третьего класса, не ниже третьего класса разрешено у нас выпускать топливо в оборот. И где-то примерно 17% выпускаемого топлива нашей нефтепереработкой - это топливо ниже, чем третий класс, и вот этого топлива как раз и не хватает. Получается «тришкин кафтан», что не делай, а дефицит есть. Особенно себя чувствуют независимые заправщики, потому что для своих сбытовых структур нефтяные компании еще поставляют топливо, а для независимых его практически нет. Существует две цены — крупнооптовые партии идут по достаточно низким ценам для своих сбытовых структур, а для независимых — цены на 5-6 тысяч выше, и требование ФАС как раз и было не в том, чтобы снизить цены, а уровнять цены, чтобы они были одинаковые для «своих», и для «чужих». Вы привели цены «Кортес» — 29 тысяч — это отпускные цены завода для своих сбытовых структур, а биржевые цены или цены мелкого опта, по которым покупают независимые, – 34-35 тысяч. Да и купить-то еще нельзя по этим ценам. Такой дикий разбаланс как раз является следствием того, что просто нет топлива нужного класса в нужных объемах. И путь один, я считаю, как можно быстрее вернуть на рынок топливо второго класса для того, чтобы убрать тот дефицит, который мы сейчас наблюдаем. Это топливо, если вернется, то вернется не раньше, чем 1 сентября, потому что проект постановления, который сейчас уже обсужден, и выносится в правительство — это постановление правительства о внесении изменений в технический регламент, и который возвращает топливо второго класса, будет действовать только с 1 сентября. Поэтому, к сожалению, еще полтора месяца, как минимум, нам предстоит наблюдать такие дефицитные явления на рынке, которые будут сопровождаться и всякого рода ценовыми перекосами, и требованиями антимонопольной службы, и требованиями правительства. Но это все лозунги.

Business FM: Вот за эти полтора месяца насколько вероятен коллапс, когда просто исчезнет топливо с АЗС или неимоверно подскочат цены?

Аркуша: Топливо, конечно, не исчезнет, оно же все-таки производится. Его может быть, не хватает на всех, подчеркиваю, на всех, но топливо же производится, и, конечно, автомобили не останутся без топлива, и заправки не закроются. Хотя, некоторые независимые заправки могут быть и остановлены. Но, в общем и целом, автомобилисты, конечно, без топлива не останутся. Цена, ну, вопрос сложный. Всегда в условиях дефицита цены не имеют привычки снижаться.

Business FM: А государство должно вмешиваться в ценообразование?

Аркуша: Государство должно создавать нормальные рыночные условия для того, чтобы этот бизнес развивался. К сожалению, то, что в этом году были вот такие государственные воздействия на рынок — была повышена налоговая нагрузка за счет увеличения акцизов, что привело к росту цен. Рост цен вызвал недовольство у правительства, оно потребовало административно снизить цены. Вот такие противоречивые действия привели к тому, что экспорт увеличился, потому что экспорт стал выгоден. Увеличили экспортные пошлины. Какими-то судорожными движениями государство, конечно, пытается регулировать, но нет такого длительного стратегического планирования в этом смысле. В следующем году нам еще грозит дополнительный рост акцизов, что в свою очередь опять приведет к росту цен. Боюсь, что опять мы будем наблюдать те же судорожные движения правительства, которые мы наблюдали в этом году.

Business FM: Путин поручил Министерству энергетики проработать систему резервирования нефтепродуктов. Первые шаги в этом направлении сделаны. «Роснефтегаз» уже эти резервы создает. Этот путь может снять остроту проблемы?

Аркуша: В принципе, да. Но для меня вообще удивительно, что запасы резервируются сегодня, когда у нас дефицит топлива. Резервы, как раз создаются тогда, когда на рынке профицит, для того, чтобы в условиях дефицита эти резервы выкинуть на рынок. Но создавать резервы, когда и так дефицит топлива на рынке - это какой-то абсурд. Ну, как можно делать сейчас резерв, когда топлива и так не хватает? Я этого не понимаю.

Business FM: Спасибо. Держитесь курса.

Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию