16+
Суббота, 4 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
20 марта 2009, 17:12 МакроэкономикаКомпании

Игорь Шувалов нащупал дно

Лента новостей

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в пятницу выступил с рядом программных заявлений: кризис в России практически достиг нижней точки, «Русал» национализирован не будет и долг ВЭБу ему придется вернуть в срок

Игорь Шувалов. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Игорь Шувалов. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Игорь Шувалов, первый вице-премьер России, в пятницу посвятивший едва ли не весь день общению с российскими и зарубежными журналистами, сделал ряд важных уточнений позиции российского правительства. Прежде всего, правительство не намерено национализировать крупнейшую алюминиевую компанию «Русал», принадлежащую Олегу Дерипаске и столкнувшуюся с серьезными долговыми проблемами.

Первый вице-премьер объяснил, что это было бы плохим сигналом для экономики и могло бы парализовать работу правительства: Национализация «Русала», который попал в список 296 системообразующих предприятий России, была бы плохим примером, сказал он. «Если мы его национализируем, знаете, какое количество обращений к нам будет завтра?» — задал риторический вопрос Игорь Шувалов.

Первый вице-премьер также сказал в пятницу, что лично он выступает против того, чтобы был продлен срок кредита на 4,5 миллиарда долларов, выданного ВЭБом «Русалу» в ноябре прошлого года под залог ряда активов, в том числе блокирующего пакета «Норильского никеля» и акций предприятий, входящих в группу. Игорь Шувалов надеется, что Олег Дерипаска «найдет решение проблемы». «Если он не вернет кредит, мы можем пойти на то, чтобы продлить, но я лично считаю, что это нецелесообразно», — подчеркнул вице-премьер. «Я буду убеждать своих коллег, чтобы такого решения принято не было», — сказал он.

Вообще, по словам первого вице-премьера, правительство не намерено в массовом порядке поддерживать российские компании. «Список предприятий, за которые мы хотим биться, очень ограничен. Их единицы, а не десятки», — сказал он. И национализация компаний, которые не в состоянии расплатиться по своим долгам, фактически означала бы для акционеров возможность избавиться от ставшего непривлекательным актива.

Зато кредиторы, в том числе иностранные, имеют полное право на долю в таких непривлекательных активах, пояснил вице-премьер. Потому что правительство в принципе не возражает, если кредиторы будут в ходе реструктуризации задолженности входить в капитал российских компаний, в том числе и стратегических. «С нашей стороны будет обеспечено доброжелательное настроение», — пообещал заместитель главы правительства.

Однако при этом, по его словам, условия погашения этих долгов должны быть реальными. «Не надо ставить людей в такие условия, когда они бы шли и вешались. Нам дополнительных суицидов не надо», — пояснил Игорь Шувалов.

Данила Левченко, главный экономист ФК «Открытие», в интервью радиостанции Business FM так прокомментировал заявление первого вице-премьера: «Банкротств отдельных предприятий не избежать. Тут можно говорить, что массовых банкротств не будет. Но отдельные предприятия заведомо неэффективные, даже системообразующие. Их вообще поддерживают исключительно из каких-то социальных соображений или политических. Если много тысяч работников, куча подрядчиков, то такое предприятие банкротить сложно. Но, с другой стороны, если будет происходить конвертация долгов в собственность, то можно сказать, что это облегченный вариант банкротства. Банкротство ведь не предполагает того, что завод будет взорван и сметен с лица земли, закрыт. Таким образом, это такая мягкая схема того, что собственность перейдет в другие руки».

Игорь Шувалов также рассказал, как правительство будет работать с теми «единицами» предприятий, за которые готово «биться». «Нам было дано указание отработать с предприятиями таким образом, чтобы они вышли на позитивные темпы роста, и, если программа финансового оздоровления и выхода из этой ситуации является недостаточно профессиональной, привлечь профессионалов для того, чтобы такие программы создать», — пояснил методику действий правительства Игорь Шувалов.

При этом программа финансового оздоровления ГАЗа правительству особенно нравится, вице-премьер назвал ее высокопрофессиональной. «Мы даже были удивлены, насколько эта программа хорошо подготовлена. И основные кредиторы — банки, когда изучили эту программу, признали, что это программа хорошо подготовлена, чтобы вывести предприятия совершенно на новый уровень работы и технологического оснащения», — отметил он, очевидно, имея в виду недавнее согласие Сбербанка реструктуризировать задолженность ГАЗа.

По его словам, другие предприятия представили как хорошие программы, так и не очень. «Но мы с ними дорабатываем эти программы, и о банкротстве вопрос не стоит», — заявил первый вице-премьер.

Вообще, первый вице-премьер настроен довольно оптимистично. Официально он считает, что экономический кризис в России либо достиг дна, либо приблизился к нему. Более того, правительство надеется, что к концу года страна имеет шанс выйти на положительные темпы экономического роста.

«Мы уже внизу либо уже близки к нижней точке. У нас есть ощущение, что к концу года может быть и рост. Хуже может быть, если ухудшиться ситуация на внешнем рынке», — сказал Шувалов. А принятие в четверг правительством нового проекта бюджета на 2009 год и представление новой версии антикризисного плана свидетельствует о том, что этап принятия «пожарных» мер закончился.

«В целом у нас позитивное настроение, и из состояния нервного драматизма и пессимизма большая часть коллег переходит в стадию позитивной уверенности в будущее», — резюмировал первый вице-премьер.

Между тем независимые эксперты высказываются гораздо осторожнее. «Есть признаки некоторой стабилизации ситуации, — согласился в интервью радиостанции Business FM Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики. — То есть, возможно, это дно, а возможно, это маленькая уступка перед новым падением, поэтому поживем увидим. Мне кажется, что достаточно рано делать выводы по результатам одного месяца или 6 недель. Мне кажется, надо подождать до мая-июня, и тогда ситуация станет более понятной. Сейчас стабилизация сильно связана с тем, что на американском рынке все несколько успокоилось, но не надо забывать, что через месяц банки начнут публиковать официальную отчетность по итогам первого квартала, и никто не знает, какие цифры там будут содержаться».

Завкафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова Владимир Квинт уверен, что до дна еще далеко: «Россия в основном, своим экспортом ориентирована на Европу, а Европа, в отличие от Америки, имеет гораздо более низкое падение экономики, приблизительно в полтора раза. Таким образом, Европа гораздо позже выйдет из кризиса. И ориентация российского экспорта на Европу, на Японию, у которой падение производства около 6%, приведет к тому, что Россия выйдет из кризиса еще позже. Я думаю, что не ранее 2011 года».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию