16+
Четверг, 29 февраля 2024
  • BRENT $ 82.04 / ₽ 7453
  • RTS1127.32
9 сентября 2011, 16:11 ОбществоАвто

Москва опередила весь мир дорожными пробками

Лента новостей

В рейтинге худших городов для автомобилистов Москва заняла восьмое место в мире и первое в Европе. По времени же простоя в пробках российская столица стала неоспоримым лидером. Эксперты отмечают, что многие проблемы связаны со спецификой менталитета

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Компания IBM представила результаты своего ежегодного глобального исследования транспортных проблем в 20 крупнейших городах мира. Основываясь на данных, которые были получены в ходе опроса более 8 тысяч автомобилистов, корпорация составила рейтинг мегаполисов, определив, в каких из них дорожные условия являются наихудшими для водителей.

Неудивительно, что лидирующие позиции в списке IBM заняла Москва. Российская столица расположилась в общем рейтинге худших городов мира для автомобилистов на восьмом месте, опередив при этом все города Европы.

На момент подготовки этого материала на внешней стороне Третьего транспортного кольца (ТТК) образовалась пробка общей протяженностью чуть менее 20 км. Согласно данным аналитического центра «Яндекс. Пробки», затор начинался от Русаковской улицы и заканчивался недалеко от Варшавского шоссе. Помимо этого, в пробке стояла половина внешней части Садового кольца от Нового Арбата и до Земляного вала — это более 7 км. На внешней стороне МКАДа образовалась пробка длиной более 14 км на участке от Щелковского до Осташковского шоссе.

При составлении рейтинга IBM присвоила каждому городу индекс в соответствии с психологическим и экономическим ущербом, который получают водители от передвижений по нему на автомобиле. Всего учитывались 10 показателей, среди которых: время ожидания в пробках; изменение цен на топливо, изменение ситуации на дорогах по сравнению с прошлым годом и так далее. Максимальное значение индекса соответствует самому худшему результату.

Итоговый рейтинг выглядит следующим образом: Мехико — 108, Шэньчжень — 95, Пекин — 95, Найроби — 88, Йоханнесбург — 83, Бангалор — 75, Нью-Дели — 72, Москва — 65, Милан — 53, Сингапур — 44, Буэнос-Айрес — 42, Лос-Анджелес — 34, Париж — 31, Мадрид — 28, Нью-Йорк — 28, Торонто — 27, Стокгольм — 26, Чикаго — 25, Лондон — 23 и Монреаль — 21.

Отдельно стоит отметить, что по одному из показателей Москве все же удалось обогнать всех «конкурентов», оставив их далеко позади. Российская столица опередила другие мегаполисы по самому долгому количеству времени, в течение которого водители стояли в пробках. Так, если некоторые жители Найроби, Мехико и Пекина максимально теряли в заторах около двух часов, то 29% автомобилистов Москвы застревали в них на целых три часа. Для сравнения: около половины опрошенных в Стокгольме (Швеция), Мадриде (Испания), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Сингапуре добираются до пункта назначения менее чем за 30 минут и даже не слышали про пробки.

Любопытно, что в 14 из 15 городов, которые участвовали в исследовании и в 2010, и в 2011 году, выросла доля респондентов, заявивших, что ситуация с дорожным движением «несколько» или «заметно» улучшилась за последние три года. В Москве в 2011 году таких оказалось 31%, тогда как в 2010 году так ответили 16% респондентов.

Опрос IBM показал, что по сравнению с прошлым годом во многих городах все больше людей предпочитают общественный транспорт личным автомобилям. За его развитие ратовали 41% от всех респондентов.

Также в исследовании отмечается, что возрастающая загруженность дорог оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние водителей. Принимавшие участие в опросе люди отмечали проблемы с постоянным напряжением и вспышками гнева во время поездки на автомобиле. При этом перечисленные факторы отрицательно сказывались на их учебе или работе: если в 2010 году в Москве рост агрессии отметили 25% опрошенных, то в этом году — уже 34%.

Стоит отметить также, что в июне этого года в Великобритании был опубликован рейтинг мегаполисов с наихудшей дорожной обстановкой. Для его подготовки были использованы расчеты перегруженности дорожных сетей в процентном отношении и данные о затратах водителями времени и топлива на стандартные маршруты передвижения. Тогда Москва также вошла в топ-15 самых перегруженных городов мира, причем российская столица оказалась, как и в нынешнем исследовании IBM, на восьмой позиции, что позволяет говорить об определенной объективности полученных данных. Причем тогда британские аналитики также посчитали Москву лидером по времени стояния в пробках, подсчитав, что оно составляет в среднем 2,5 часа.

«Нет у нас уважения друг к другу»

Руководитель Центра правовой и психологической помощи Михаил Виноградов рассказал в интервью BFM.ru, что пробки оказывают очень большое влияние на психологию человека, на его эмоциональное состояние и даже на формирование образа жизни.

«Россия вообще по степени психической напряженности занимает третье место после слаборазвитых стран. И транспортные проблемы точнее всего выявляют именно степень этой напряженности и уровень конфликтности вообще — и даже не только на дороге, сколько после нее. На дороге возникают конфликты сиюминутные: один «подрезал» другого, один другого обогнал, не там встал, не в тот ряд. Все мы знаем о случаях, когда дело доходит до физической расправы. Немало случаев, когда вполне добропорядочные люди меняются просто до неузнаваемости. Это сиюминутные всплески агрессии, ситуативные, но человек возбужденный, заряженный агрессивным настроем, приезжает на работу или учебу, где и начинаются конфликты. И, конечно, семейные конфликты у людей также происходят значительно чаще на фоне дороги домой сквозь пробки», — рассказал эксперт.

По словам Виноградова, в последние годы ситуация на дорогах не просто ухудшается, а «ухудшается катастрофически». «Растет психологическая напряженность, напрямую связанная со степенью агрессивности на дорогах. В Москве везде огромное количество именно мелких аварий, потому что в пробках каждый старается проскочить вперед» — отметил руководитель Центра правовой и психологической помощи.

«Часто у нас машина рассматривается как фактор, подтверждающий социальный статус человека. Нередко именно этот фактор является причиной аварийности на дороге. В целом же, я считаю, у нас нет культуры вождения машины. Вообще нет. Такой уж менталитет — у нас нет уважения друг к другу, у нас в менталитете демонстрация своего превосходства», — подытожил Виноградов.

Отсутствие информации вызывает стресс

В ходе исследования специалистам IBM удалось выяснить, что для 40% опрошенных водителей в Москве лучшим способом уменьшить стресс на дороге был бы доступ к точной и своевременной информации о ситуации на дорогах.

Директор по продажам IBM в России и СНГ Андрей Тихонов при этом отмечает, что для того, чтобы оптимизировать транспортный поток и уменьшить пробки, городам нужно делать нечто большее, чем просто идентификация проблемы и реагирование на нее. «Они должны найти способы, позволяющие предсказывать и избегать ситуации, которые вызывают дорожные пробки», — сказал Тихонов, отметив при этом, что нельзя разработать некую универсальную схему решения проблемы пробок на дорогах, не привязанную к какому-либо конкретному городу.

Член президиума экспертного совета по транспорту при главном архитекторе Москвы Алексей Клеменко считает, что проблема не только в информировании, но и в том, что соответствующие задачи не учтены в Генплане. «Что касается системы информирования, то она у нас не налажена, да и вообще пока нет осознания, что она жизненно необходима», — уверен эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию