16+
Суббота, 24 июля 2021
  • BRENT $ 73.53 / ₽ 5424
  • RTS1595.86
28 сентября 2011, 13:55 Компании

Глава ФАС отчитался за рост цен на бензин

Лента новостей

Глава ФАС Игорь Артемьев выступил перед сенаторами с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты. Он попытался объяснить, почему не прекращается рост цен на бензин, но не сказал, по сути, ничего нового

Глава ФАС Игорь Артемьев выступил на заседании Совета Федерации с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты. Фото: Антон Белицкий/single-photo.ru
Глава ФАС Игорь Артемьев выступил на заседании Совета Федерации с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты. Фото: Антон Белицкий/single-photo.ru

Бензин в России с начала года подорожал на 13,2%, наиболее сильно выросли цены на дизельное топливо и низкооктановый бензин. Глава ФАС Игорь Артемьев признает: ситуация на внутреннем топливном рынке России напряженная. Нефтяники тем временем ждут, как изменятся правила после отставки Кудрина.

Цены на бензин в России растут практически каждую неделю. Как результат, с начала года моторное топливо подорожало на 13,2%, а по итогам августа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,3%, сообщил Росстат.

Больше всего в этом году подорожал низкооктановый бензин и дизельное топливо. Цена АИ-80 в рознице в среднем по России увеличилась на 17,6%, солярка стала дороже на 27%. Что касается остальных сортов бензина, то бензин АИ-95 за год прибавил в цене 11,2%, а АИ-95 — 10,5%. При этом по итогам августа бензин подорожал в 79 регионах, и лишь в трех субъектах федерации цены не изменились.

В среду, 28 сентября, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил на заседании Совета Федерации с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты. Глава ведомства попытался объяснить сенаторам, почему не прекращается рост цен на бензин, не сказав при этом, по сути, ничего нового.

В целом, Артемьев признал, что ситуация на внутреннем топливном рынке России остается напряженной. Причины этого, по словам главы ФАС, — монополизм крупных компаний, а также высокие цены на нефтепродукты на мировых рынках, провоцирующие рост цен на оптовом и розничном рынках России.

Артемьев отметил, что принятые в последнее время меры, в том числе введение заградительных экспортных пошлин на бензин, помогли несколько улучшить ситуацию, однако говорить о том, что проблема решена, пока рано. Он рассказал, что ФАС разработала законопроект, согласно которому компании должны ориентироваться при определении стоимости топлива на принцип нетбэка (чистый доход продавца за вычетом транспортных и экспортных затрат). В этом случае, по словам Артемьева, цены внутри России держались бы в определенных пределах и не приближались к уровню европейских. В этот законопроект также включен и механизм биржевого контроля и обязательной регистрации внебиржевых сделок.

Также ФАС предлагает ликвидировать закон «О естественных монополиях». В ведомстве считают, что именно он и мешает бороться с этими монополиями. По мнению Артемьева, положения этого закона должны быть отражены лишь одной главой в законе о защите конкуренции.

Помимо этого, ФАС предлагает не индексировать акцизы на топливо в 2012–2013 годы, поскольку это приведет к росту конечных цен на топливо на два рубля в год. Диалог с Министерством финансов по этому вопросу, по словам Артемьева, уже ведется. И, наконец, ФАС выступает за сохранение на ближайшие годы коэффициента экспортной пошлины на бензин в размере 0,9 от пошлины на нефть.

Как ожидается, по итогам выступления главы ФАС в Совете Федерации будет принято постановление с предложениями правительству и профильным министерствам и ведомствам по этому вопросу.

Между тем, Министерство энергетики призывает не нагнетать обстановку вокруг ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Как утверждается в сообщении ведомства со ссылкой на советника министра Дмитрия Клокова, «цены на автомобильное топливо стабилизировались и перестали расти. Ситуация по уровню производства также предсказуема. Такие выводы можно сделать исходя из сводных данных мониторинга, осуществляемого ведомством, за период с января 2011 года».

По данным Минэнерго России, розничные цены на основные виды автомобильного топлива с середины сентября 2011 года стабильны. Цена на автомобильный бензин Регуляр-92 составляет 26,1 рубля за литр, Премиум-95 — 27,89 рубля, зимнего дизельного топлива — 27,95 рубля, летнего дизельного топлива — 25,26 рубля за литр, сообщает министерство.

Также ведомство отмечает, что розничные цены на моторные топлива в России «с учетом налогов ниже розничных цен на аналогичные нефтепродукты в сопредельных странах, Европе и США».

Именно высокой налоговой нагрузкой производители топлива традиционно объясняют рост цен на бензин. К тому же сейчас нефтяники ждут, как изменится ситуация на рынке после отставки министра финансов Алексея Кудрина.

Аналитик агентства Reuters Александр Ершов считает, что уход Кудрина сам по себе для нефтяников не несет какие-то определенные риски. «Просто возможен некоторый пересмотр структуры налогообложения, пошлин, налогов, которые существуют в отрасли, что будет связано с выполнением бюджета», — рассказал Business FM эксперт.

«Я не думаю, что при существующей системе экспортных пошлин налога на добычу полезных ископаемых нефтяников может ждать что-то ужасное, потому что с них и так берут довольно много. Под вопросом могут оказаться некоторые льготы, которые им сейчас предоставляются. Но политика, которую будет проводить Министерство финансов, будет в большей степени зависеть не от личности министра, а от позиции правительства в целом, которой и Кудрин подчинялся. Радикальных изменений я не жду», — пояснил Ершов.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что при Кудрине основные претензии компаний касались высокого налогообложения. «Кудрин здесь стоял на страже госбюджета. Что будет делать его сменщик, пока не понятно. Надо будет просто войти в курс дела и посмотреть, что можно сделать: давать нефтяным компаниям какие-то поблажки или нет. Это будет заметно уже по первым шагам», — отметил аналитик.

Напомним, с целью не допустить дефицита бензина и замедлить рост цен на него в стране в конце июля российские власти приняли решение отложить до конца следующего года переход России на более современные стандарты топлива. Однако пока ситуация к лучшему не изменилась.

Стоит отметить, что 27 сентября в Москве была проведена серия пикетов у центральных офисов нефтеперерабатывающих компаний с требованием снизить цены на бензин. Ранее, 24 сентября, возле Дома правительства РФ прошла акция против высоких цен на топливо — ее провела Федерации автовладельцев России.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию