16+
Воскресенье, 22 апреля 2018
  • BRENT $ 73.71 / ₽ 4526
  • RTS1145.80
27 марта 2009, 10:21

Американский бензин следует за нефтью

Лента новостей

Стоимость бензина в США впервые с ноября 2008 года превысила 2 доллара за галлон. А в России за неделю бензин на заправках подешевел на 0,6%, хотя за февраль цены производителей выросли на 27,7%

Заправочная станция. Фото: AFP
Заправочная станция. Фото: AFP

В четверг, 26 марта, стоимость бензина в США впервые с ноября 2008 года превысила 2 доллара за галлон, подсчитала Американская автомобильная ассоциация.

Усреднение данных по ста тысячам американских заправок позволило вывести цену в 2,009 доллара за галлон (неделю назад — 1,933 доллара), на 10 центов выше, чем месяц назад. Впрочем, до июльского максимума (более 4 долларов за галлон) ценам на бензин еще далеко.

По данным Министерства энергетики США, низкие цены на бензин в последнее время привели к некоторому восстановлению спроса со стороны автомобилистов. Напомним, спрос на бензин в США в прошлом году снизился впервые с 1991 года.

Аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин объяснил BFM.ru, что 73% стоимости бензина в США приходится на саму нефть, 6% — затраты на переработку, 10% — дистрибуция (продажа на бензоколонках), остальное — налоги, которые платят американцы, покупая бензин. Поэтому основной причиной роста цен является непосредственно подорожание нефти.

«Нефть к концу декабря подешевела до 32,35 долларов, а затем постепенно начала подниматься, и сейчас она стоит уже 54,29. Таким образом, рост составил 67%, — подсчитал Лютягин. — В ближайшее время тенденция к подорожанию бензина, вероятно, продолжится, а с учетом того, что предстоит автомобильный сезон, в конце мая цены еще поднимутся. К этому моменту стоимость галлона может достичь 2,5-2,75 доллара, то есть вырасти на 38-40%, если нефть будет в диапазоне 55–60 долларов».

В России пока тенденция обратная. В период с 9 по 15 марта цены на бензин снизились на 0,6%, говорится в отчете Росстата. С другой стороны, тот же самый Росстат сообщает, что цены производителей на автомобильный бензин в РФ в феврале выросли на 27,7% по сравнению с предыдущим месяцем. Последний раз подобное происходило в июле 2008 года, после чего цены снижались шесть месяцев подряд. В целом за январь–февраль 2009 года рост составил 18,6%.

В нефтяных компаниях связывают рост оптовых цен с сокращением периода расчета экспортной пошлины. «В январе–феврале для нефтяников открылось так называемое экспортное окно — цены росли, а уровень пошлин давал им возможность «отбить» часть затрат, понесенных осенью, — говорит Дмитрий Лютягин. — Нефтяные компании устремились на экспорт, тем самым снизив внутреннюю загрузку наших НПЗ и сократив российские запасы топлива. На мой взгляд, это попытка нефтяников показать хорошие прибыли за счет внутреннего рынка. Снижение НДПИ [налог на добычу полезных ископаемых, — BFM.ru] с 1 января, я так понимаю, им тоже не помогло, хотя основная доля в российских ценах на бензин кроется как раз в НДПИ».

Аналитик полагает, что относительно низкий уровень розничных цен на бензин поддерживают искусственно, чтобы не создавать социальную напряженность. «Именно поэтому розница сейчас стоит, теряя колоссальную маржу. В ряде регионов они даже иногда уходят в минус. Для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) это не опасно, ведь у них есть опт, на котором они перезаработают от той же самой розницы. Риск создается для независимых розничных продавцов, у которых есть только одна возможность — придти к ВИНКам и попросить у них купить бензин дешевле. А они, естественно, его не продадут», — добавляет Лютягин.

По словам начальника аналитического отдела ИК «Баррель» Сергея Юрова, 2/3 российских заправок принадлежат джобберам (независимым компаниям), однако все НПЗ находятся в руках ВИНКов. «Голубая мечта ВИНКов — чтобы джобберы исчезли как класс, поэтому их задача — поднять отпускные цены. На 1/3 своих заправок они могут и переждать, работая в убыток, а джобберы не могут долго работать в убыток — неделю, месяц, а потом придется сворачивать бизнес и продавать кому-нибудь заправки», — полагает Юров.

«Думаю, у нефтяников нет особенно сильного желания уходить в розницу, они себя неплохо и здесь чувствуют, — возражает Дмитрий Лютягин. — Возможно, отдельные сделки по продаже розницы и состоятся, но в целом розница может даже начать уходить в подполье, например, продавать менее качественный бензин».

Как рассказал BFM.ru участник рынка, пожелавший сохранить анонимность, представители нефтяных компаний прогнозируют к лету рост оптовых цен на бензин на 15%. «Когда я задал им вопрос, что они будут делать с розницей, они сказали — не знаем, розница по идее дорожать не должна», — отмечает источник.

Лютягин говорит, что оптовые цены на бензин росли даже в тот период, когда нефть стоила около 40 долларов. «Осенью экспортные пошлины пересматривались с огромным запозданием, и когда пошлина составляла 56 долларов за баррель, цена на нефть уже была 60. Получается чистый убыток, а еще надо налоги заплатить. Поэтому и держали цены на бензин на внутреннем рынке, чтобы хоть что-то получать», — добавляет Сергей Юров.

В США, напоминает Дмитрий Лютягин, больше половины независимых нефтепереработчиков, поэтому вертикально-интегрированным компаниям невыгодно давить ценами оптовый и розничный рынок. В России же внутри отрасли конкуренция серьезно осложнена: «Нефтяные компании не могут не нарушать антимонопольное законодательство в ряде регионов, потому что они там одни».

«Это наследство от Советского Союза и ничего с этим не поделаешь — разве что государственная компания построит свой НПЗ и поставит заправки во всех регионах, устанавливая цену на бензин исходя из стоимости нефти, затрат на ее переработку и определенной маржи. Тогда другие ВИНКи тоже за этим последуют. А угрозы ФАС — по сути, перекладывание реальных проблем с отрасли, это дубинка, которой пытается отмахаться государство», — резюмирует аналитик

Рекомендуем:

  • Фотоистории