16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.50 / ₽ 8139
  • RTS1169.90
18 октября 2011, 17:56 Общество

Генпрокуратура требует кары за космическую небрежность

Лента новостей

Генпрокуратура заявила, что неудачи последних космических запусков произошли из-за небрежности сотрудников Роскосмоса. Их предлагают привлечь к материальной и уголовной ответственности. Но такие меры могут оставить отрасль без специалистов

Фото: AP
Фото: AP

Генпрокуратура подвела итоги проверки по фактам, связанным с рядом космических происшествий за последний год: запуском в декабре прошлого года ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками ГЛОНАСС, а также космического аппарата «Экспресс-АМ4» и грузового космического корабля «Прогресс-М» в августе текущего года.

Как заявили BFM.ru в пресс-службе Генпрокуратуры, в ходе проверки были выявлены нарушения в деятельности Федерального космического агентства (Роскосмоса). Руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину уже направили документ с предложением привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности. Также предлагается принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц.

«Генпрокуратура уже направила материалы проверки в Следственный комитет РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокуратурой нарушений уголовного законодательства», — отметили в ведомстве.

Кроме того, Генпрокуратура написала руководству страны письмо, в котором предложила дополнить Уголовный кодекс РФ нормами, устанавливающими уголовную ответственность для работников коммерческих организаций в случае, если они были причастны «к наступлению происшествий в сфере космической деятельности».

Напомним, полоса последних неудач в российской космической отрасли началась в декабре прошлого года, когда не удалось вывести на орбиту три спутника ГЛОНАСС. В августе этого года последовал провал с запуском спутника «Экспресс-АМ4», который поставил под угрозу проект внедрения в регионах цифрового телевидения. Эксперты тогда отмечали, что эта потеря даже более значимая, чем прошлогоднее фиаско со спутниками ГЛОНАСС. В том же месяце упал космический корабль «Прогресс-М», который должен был доставить продукты и оборудование экипажу Международной космической станции. В результате тогда возникли сомнения в возможности продолжения работ на МКС.

В начале октября Глава Роскосмоса Владимир Поповкин, сменивший на этом посту в апреле этого года Анатолия Перминова, был вызван в Госдуму, где он рассказал о ситуации в космической отрасли и отчитался за последние неудачи ведомства.

Охраняемые законом интересы

В Генпрокуратуре заявляют, что при запуске «Протона-М» были допущены нарушения при создании, производстве и эксплуатации космических комплексов, в частности, что в составе ракетно-космического комплекса использовались изделия «новой разработки с ограниченным объемом испытаний».

Также отмечается, что заместитель руководителя Федерального космического агентства Виктор Ремишевский 28 октября 2010 года подписал документ о порядке проведения комплексных испытаний разгонного блока, однако подобное разрешение относится к компетенции Совета главных конструкторов. Но этот вопрос не рассматривался в Совете и не согласовывался со специальными НИИ.

Помимо этого, Генпрокуратура отмечает ряд нарушений, совершенных должностными лицами Роскосмоса, «явно выходящих за пределы их полномочий». «Были существенно нарушены охраняемые законом интересы государства», — отмечают в Генпрокуратуре.

Что касается неудачных запусков «Экспресс-АМ4» и «Прогресс-М» в августе этого года, то Генпрокуратура установила, что оба инцидента произошли «по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений».

«Роскосмос — не Хогвартс, где учат волшебников»

Член-корреспондент российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса Юрий Караш в интервью BFM.ru высказал мнение, что, говоря о последних неудачах с запусками различных космических аппаратов, нельзя путать такие понятия как небрежность и недостаточная квалификация.

«Необходимо указывать конкретные причины ошибок. Нужно разделять: идет ли речь о вопиющем нарушении трудовой дисциплины, о каком-то пренебрежении элементарной ответственностью, или все-таки о технической ошибке. И спешить карать человека тюрьмой за нее, если это не привело к человеческим жертвам, к утрате здоровья и так далее, не стоит. И потом, если прибегать к таким мерам, то это может привести к тому, что космическая отрасль вообще останется без специалистов. Потому что зарплаты там не самые высокие, работа весьма напряженная, ответственная. А теперь еще и за ошибку будут сажать за решетку?» — недоумевает Караш.

При этом эксперт отметил, что в космической отрасли на сегодняшней день остро ощущается проблема кадров. «Возможно, что инциденты отчасти произошли из-за того, что кто-то недостаточно квалифицирован. Но это уже проблема совсем другого характера, здесь выше головы не прыгнешь», — пояснил собеседник BFM.ru.

При этом Караш не считает, что всю ответственность за последние неудачи стоит возлагать на Роскосмос. «В чем конкретно вина этого ведомства? Только в том, что существует такая организация? Но это же не Хогвартс, где учат волшебников. В Роскосмосе работают обычные люди, пусть их работа и связана с большой ответственностью. Кроме того, сейчас у ведомства новое руководство, которое исполняет свои обязанности всего несколько месяцев. Генпрокуратура выпустила дым из ноздрей, а надо сказать конкретно, кто виноват и в чем. А просто говорить, что виноваты все, кто имеет отношение к запуску — не стоит. Ведь тогда мы придем к тому, что даже те, кто подметают стартовые площадки на «Байконуре», тоже окажутся виноватыми. Так нельзя поступать», — уверен Караш.

Обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов считает, что предложение дополнить Уголовный кодекс РФ нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников космической деятельности, «выглядит довольно сомнительно». «Что касается ответственности, то не знаю, как это себе представляет прокуратура, но посудите сами: писал некий инженер программу для разгонного блока, допустил в ней ляп, а пять его начальников подписали — что, всех шестерых сажать? Это очень сложный вопрос, я не могу припомнить ни в какой другой технической области схожих вариантов ответственности», — рассказал BFM.ru эксперт.

По словам Лисова, в космической отрасли к настоящему времени скопился целый комплекс проблем. «Отрасль тяжело больна из-за 15 лет недофинансирования. Квалифицированные люди в большинстве своем ушли оттуда, уровень зарплат по-прежнему очень низкий, о чем Поповкин и говорил в Госдуме. Заманить туда хороших, деятельных, умных инженеров и специалистов достаточно трудно. Так что простых решений тут нет», — пояснил Лисов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию