16+
Среда, 8 мая 2024
  • BRENT $ 82.91 / ₽ 7555
  • RTS1185.00
8 ноября 2011, 11:43 Политика

Ортега: первый после диктатора Сомосы переизбранный президент Никарагуа

Лента новостей

Даниэль Ортега на деньги Уго Чавеса в третий раз стал президентом Никарагуа. По разным причинам, это устраивает и Вашингтон, и Москву, и Каракас

В президентской чете Никарагуа роли распределены четко и давно: Даниэль Ортега голова, его жена Росарио Мурильо — шея. Фото: AP
В президентской чете Никарагуа роли распределены четко и давно: Даниэль Ортега голова, его жена Росарио Мурильо — шея. Фото: AP

Правительство Никарагуа провозгласило Даниэля Ортегу победителем прошедших в воскресенье выборов. Глава государства лидирует с отрывом в 35 пунктов от своего ближайшего преследователя. После подсчета примерно пятой части голосов у Ортеги свыше 63%. Для победы в первом туре ему достаточно 40%. Таким образом, нет никакого сомнения в том, что бывший партизанский командир, марксист, свергнувший диктатуру клана Сомоса и создавший собственный властный клан, в очередной раз подтвердил свои полномочия, которые с перерывом осуществляет с 1979 года.

Ортега стал первым в истории Никарагуа президентом, после диктатора Анастасио Сомосы, который переизбрался на второй срок подряд, несмотря на прямой запрет конституции страны, замечает выходящий в Манагуа еженедельник El Confidencial.

Никарагуа занимает второе место (после Гаити) среди самых бедных государств Западного полушария. Вклад центральноамериканской республики в мировую экономику ничтожен. В мировой политике, если не считать символических жестов с признанием Южной Осетии и Абхазии в тщетной надежде на получение крупных российских кредитов, Никарагуа — в отличие от времен холодной войны — также не заметна. И все же траектория 66-летнего Даниэля Ортеги настолько невероятна, что заслуживает внимания.

Кажется, это Франклину Рузвельту принадлежит фраза, произнесенная в ранней молодости: «Революция в Центральной Америке — вопрос пары миллионов долларов». Так было во времена до Второй мировой войны. Ныне с поправкой на слабый доллар и изменившиеся геополитические реалии, победа Ортеги на президентских выборах в Никарагуа стоила его ближайшему союзнику, венесуэльскому лидеру Уго Чавесу 500 млн долл. в год. Это 7% никарагуанского ВВП.

Всего с момента последнего прихода Ортеги к власти в 2007 году Чавес передал ему почти 2 млрд долл. Эти средства не поступают в бюджет Никарагуа, а управляются через частную компанию, связанную с Сандинистской партией, пишет El Confidencial. Соответственно никакой отчетности о расходовании миллиардов Чавеса также не существует.

Предполагается, однако, что на эти деньги правительство центральноамериканской республики строит дороги, освещает бейсбольные стадионы (бейсбол – самый популярный спорт в Никарагуа), бесплатно раздает крестьянам коров и кур, а также кровельное железо. По данным The Wall Street Journal, 40% шестимиллионного населения Никарагуа живет на доходы менее 2 долларов в день. В бедной стране и политика дешевая.

Что гораздо более удивительно, это то, что Вашингтон, находящийся с Уго Чавесом в состоянии холодной войны после неудавшейся попытки смещения венесуэльского социалистического президента, имеет вполне дружеские отношения с его союзником Даниэлем Ортегой. США — крупнейший экономический партнер Никарагуа, на которую распространены все преимущества Центральноамериканского общего рынка. Благодаря высоким ценам на никарагуанский экспортный сахар и кофе, ВВП Никарагуа последние два года прирастает на 4% в год. Американцы покупают сахар и кофе, Уго Чавес продает никарагуанцам нефть по «цене солидарности».

Как говорит вице-президент Никарагуа Хайме Моралес Карасо, «никогда у никарагуанских предпринимателей не было лучших отношений с правительством». Мало того, МВФ ставит никарагуанскую экономику в пример соседям.

Розовые флаги над розовым домом

Мне довелось довольно долго наблюдать за Даниэлем Ортегой сразу после выборов 1984 года, когда его фактическое управление Никарагуа впервые было освящено президентским титулом. Тогда Ортега часто выступал на митингах, носил сандинистскую военную форму и романтическое звание «команданте революции», довольно часто брал с собой в поездки журналистов, хотя практически никогда не давал интервью. В те годы в Никарагуа шла гражданская война; СССР, находившийся в предощущении собственного развала, из последних сил снабжал никарагуанцев тяжелой и легкой военной техникой, советниками и всеми мыслимыми гражданскими товарами — от «Жигулей» до тушенки и электрических лампочек. США финансировали «контрас», воевавших в джунглях против Ортеги.

После почти десятилетия изматывающей гражданской войны сандинисты во главе с Ортегой, который уже успел провозгласить себя марксистом, пошли на мирные переговоры с «контрас» и допустили проведение первых в истории страны демократических выборов в 1990 году. Несмотря на всю экономическую помощь СССР, Даниэль Ортега проиграл и, надо отдать ему должное, не попытался разжечь новую гражданскую войну. Он просто добился принятия ряда законов, которые оградили его и его близких от экспроприации, а Сандинистской партии обеспечили контроль над армией и роль главной политической силы в стране. Развал СССР в 1991 году и исчезновение биполярного мира, в котором Ортега был заметным политиком, привели к тому, что Никарагуа на долгие годы исчезла из мировых новостей.

О Никарагуа заговорили в 2006 году, когда Ортега принял решение вновь идти в президенты. Тогда он добился своего, как утверждают, не без помощи подтасовок. Но в целом Никарагуа никого особенно не интересовала, уж точно она не интересовала ни Москву, ни Вашингтон. Новый спонсор, без существования которого невозможны режимы, подобные Сандинистскому, нашелся в лице Уго Чавеса, который к тому времени уже начал сколачивать собственный антиамериканский блок.

Перед нынешними выборами сандинисты, которые контролируют парламент, добились изменения конституции, запрещавшей президенту править два срока подряд. Теперь, когда Даниэль Ортега станет президентом в третий раз, он сможет по примеру Чавеса так изменить конституцию, чтобы оставаться во главе государства пожизненно.

Внешне Ортега весьма изменился. Помимо возрастных перемен, он стал носить белые рубашки вместо зеленой гимнастерки, а красно-черные флаги Сандинистской партии сменились на розовые. Некоторые связывают новую цветовую гамму не столько с политической эволюцией бывшего команданте, сколько с цветом его гигантского особняка, окруженного высоким бетонным забором. Здесь, в доме, который Ортега и его жена отобрали у бизнесмена Хайме Моралеса Карасо, расположена не только личная резиденция, но и рабочий кабинет президента Ортеги.

Изменилось и отношение Ортеги к журналистам. Он не только не дает интервью, которых избегал и в молодости, но и публично называет СМИ «детьми Геббельса».

Центральноамериканский сюрреализм

Хайме Моралес Карасо, как было сказано выше, в настоящее время является вице-президентом Никарагуа и является частым гостем в доме, из которого в 1979 году его изгнал Ортега. Тогда жена Моралеса попыталась получить от новых владельцев хотя бы свои платья. Но подруга Ортеги, Росарио Мурильо (тогда они еще жили гражданским браком с нынешним президентом) не пустила ее на порог.

Невероятная трансформация Хайме Моралеса, который после экспроприации своей собственности и изгнания из Никарагуа некоторое время воевал с режимом Ортеги в рядах «контрас», а потом сумел помириться с лидером сандинистов, вернулся в Манагуа и вновь стал преуспевающим бизнесменом и вторым человеком в политической иерархии, — это и есть настоящая Центральная Америка.

Не менее удивительную трансформацию пережила и президентская чета. Во время своего первого прихода к власти Ортега и Мурильо были отъявленными богохульниками, а кардинала Никарагуа числили в своих злейших врагах и подвергали его преследованиям. Но затем, когда пара решила связать себя священными узами законного брака, не кто иной, как кардинал Никарагуа Мигель Обандо и Браво повенчал их. И с того времени Ортега и Мурильо, которая в молодости вела весьма богемный образ жизни, сделались самыми набожными католиками.

Настолько, что в 2006 году по их прямому настоянию в Никарагуа был полностью запрещен аборт — даже по медицинским показаниям. За нелегальный аборт в Никарагуа теперь дают до 8 лет тюрьмы. Незадолго до нынешних президентских выборов супруги Ортега, контролирующие практически все никарагуанское телевидение, устроили довольно омерзительное пропагандистское шоу из истории 12-летней индейской девочки, которая была изнасилована и которая как раз под выборы родила ребенка. Сама еще ребенок, девочка по медицинским показаниям не могла стать матерью, врачи говорили, что роды для нее смертельно опасны. Но власти были неумолимы. Когда 12-летней роженице сделали кесарево сечение, и ребенок родил младенца, Росарио Мурильо заявила: «Это подарок Создателя, Его знак». Чудесное рождение младенца подростком как нельзя лучше соответствовало предвыборному лозунгу сандинистов «За жизнь!»

В прошлом поэтесса, Росарио Мурильо не только подбирает своему мужу белые рубашки и готовит тексты его речей, она вообще занимается повседневным управлением в Никарагуа. Как говорит бывшая соратница Ортеги, легендарная «команданте революции» Дора Мария Тельес (ныне в оппозиции), «Ортега интересуется двумя вещами: он произносит речи и конспирирует». Всем остальным заправляет Росарио Мурильо.

Как писала испанская газета El Pais, перед вчерашними президентскими выборами позиции Ортеги были настолько прочны, «что ему не было даже нужды прибегать к подтасовке голосов». Действительно, правая оппозиция полностью разобщена и деморализована. Главным соперником Ортеги выступали 80-летний владелец радиостанции Фабио Гадеа и бывший президент Арнольдо Алеман, который, благодаря самому Ортеге, избежал 25-летнего заключения по обвинению в коррупции. С такими врагами не требуется и друзей.

Однополярный мир в развитых странах проявляет себя в разнообразных глобальных кризисах. На задворках этого мира, вдали от кризиса евро и греческих трагедий, разыгрываются не менее драматические сюжеты, но их аудитория значительно меньше.

Как пишет никарагуанская оппозиционная газета La Prensa со ссылкой на американских внешнеполитических экспертов, правительство Соединенных Штатов «продолжит работать с любым правительством Никарагуа» (т.е. с Даниэлем Ортегой). По той простой причине, что ныне из Центральной Америки исходит не коммунистическая угроза, а наркотрафик и контрабанда оружия. И в этой ситуации реальная власть, сосредоточенная в руках бывших марксистов супругов Ортега, лучше хаоса. А то, что финансирует правительство сандинистов их идеологический союзник Уго Чавес — даже весьма кстати. В обстановке мирового финансового кризиса у Америки на таких союзников денег нет.

Как, впрочем, и у России. Вместо сотен миллионов долларов, на которые Ортега рассчитывал, объявив о признании Абхазии и Южной Осетии, Никарагуа получила несколько сотен автобусов из Кургана и «лад» из Тольятти.

Очередной груз российских легковушек, которые в Никарагуа намереваются использовать в кооперативах таксистов, прибывает в никарагуанский порт Коринто на этой неделе. Какой-нибудь существенной роли в агитации за Ортегу эти подарки не сыграли. Но, как говорится, чем богаты.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию