16+
Пятница, 20 июля 2018
  • BRENT $ 72.96 / ₽ 4637
  • RTS1118.69
9 ноября 2011, 16:50 АвтоПраво

Кредиторы требуют признать «Авианову» банкротом

Лента новостей

Суд принял иск одного из кредиторов компании «Авианова» о признании ее банкротом. Эксперты отмечают, что в России отсутствуют условия для существования дисконтных авиаперевозок, несмотря на то, что дешевые билеты пользуются спросом у пассажиров

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление компании «Аверон», в котором она требует признать банкротом своего должника — авиакомпанию «Авианова». Дата первого рассмотрения по этому делу пока не назначена.

Низкобюджетный перевозчик «Авианова» — совместный проект российской инвестиционной компании «А1» (51%, входит в «Альфа-групп») и американского инвестфонда Indigo Partners (49%). «Авианова» начала работу в 2009 году. Авиапарк компании, которая занимала 11-12 места среди российских перевозчиков по числу пассажиров, состоит из 6 самолетов Airbus A320 (были взяты в аренду по договору лизинга). В начале октября этого года авиакомпания прекратила свою деятельность из-за финансовых проблем.

В конце октября в Интернете появилась запись обращения капитана экипажа самолета Airbus 320 компании «Авианова» к пассажирам в тот момент, когда борт сел в аэропорту Ростова-на-Дону. Это обращение выложил в соцсети один из пассажиров того рейса, ставшего одним из последних для перевозчика.

«Рад приветствовать на борту самых преданных пассажиров. Два года дали о себе знать. Я читал в Интернете разные отзывы о нас. Да, справедливо критиковали за отмены и задержки рейсов, но мы старались, чтобы этого не было. О нас писали, что у нас плохая техника. Это не так, самолеты хорошие. Техниками у нас были французы. Писали, что пилоты чуть ли не голодают и по помойкам лазают — это тоже вранье. Зарплата всего летного состава была самой высокой в Москве на воздушных судах такого типа. Поэтому я с благодарностью совершаю этот последний полет этой компании. Надеюсь, что в нашей стране, когда-нибудь и что-нибудь изменится, и снова появится бюджетный авиаперевозчик. А пока победили «Аэрофлот» и РЖД. Еще раз спасибо за то, что были с нами», — сказал капитан.

Компания «Авианова» столкнулась с трудностями еще весной 2011 года из-за разногласий между совладельцами по вопросам финансирования и дальнейших перспектив проекта перевозчика. При этом государство решило компании не помогать.

Летом 2011 года ООО «Аверон» перекупило долг «Авиановы» перед авиакомпанией «Сибирь» в размере 2,3 млн рублей. В июне арбитраж Новосибирской области вынес решение в пользу «Аверона» о взыскании с «Авиановы» этой задолженности.

Росавиация приостановила действие лицензии авиаперевозчика 11 октября. Глава Федерального агентства воздушного транспорта )Росавиации) Александр Нерадько пояснил сегодня, что лицензия авиаперевозчика может быть отозвана в середине января 2012 года. «Мы не аннулировали только по одной причине: может быть, что те, кто это проект [«Авианову»] инициировали, может быть, у них изменятся планы. Потому что проект сам по себе очень привлекателен для людей из-за низких тарифов», — цитирует Нерадько одно из информагентств.

Несколько дней спустя после прекращения полетов руководство «Авиановы» заверило пассажиров, не добравшихся до пунктов назначения из-за прекращения полетов, о том, что намерено вернуть деньги. Правда, заявлений по поводу возвращения кредитов юридическим лицам не звучало.

Всего с апреля текущего года в арбитражные суды на «Авианову» поступило 13 исков на сумму 221,47 млн рублей (включая иск «Сибири»). Самые большие кредиты авиакомпания брала у американской лизинговой компании ILFC и аэропорта «Шереметьево» (на каждого кредитора приходится свыше 100 млн рублей). При этом арбитражным судом Москвы «Авианова» признана виновной в совершении 5 правонарушений, ей назначен штраф в общей сложности в размере 150 тысяч рублей.

Общий долг перевозчика перед поставщиками услуг оценивается экспертами в размере около 1,5 млрд рублей.

Не исключено управляемое банкротство

Иск, поданный компанией «Аверон», означает начало процедуры управляемого банкротства «Авиановы», не исключает «Коммерсантъ». По версии издания, происходит «ввод дружественного кредитора, инициирующего банкротство». В таком случае процедура банкротства может пройти в максимально комфортных для компании условиях: инициатор банкротства может выбрать временного управляющего и контролировать процесс отчуждения имущества компании, а также оспаривать сделки, связанные с такого рода отчуждением.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что поведение представителей «Авиановы» в сложившейся ситуации достойно положительной оценки. «Никто никуда не скрывается, нет разговоров, мол, «мы акционеры — мы такие же пострадавшие». А такое в нашей авиаотрасли случалось неоднократно. Да, у «Авиановы» возникают различные технические сложности, но она неоднократно советовалась с Росавиацией, как сделать лучше, чтобы всех удовлетворить. Поэтому подход компании достоин уважения — такое, пожалуй, наблюдается впервые», — отметил эксперт в беседе с BFM.ru.

При этом Баранов не исключает, что в случае признания «Авиановы» банкротом часть долгов может быть списана. «В любом случае, не думаю, что в банкротстве заинтересованы российские акционеры. Да и вряд ли это спланированная акция, с целью не выплатить денег по долговым обязательствам», — сказал аналитик.

Заказное письмо действеннее запроса по e-mail

Компания, действительно, пытается отдать долги своим клиентам. К моменту прекращения полетов «Авианова» успела продать 80 тысяч билетов (некоторые из них были забронированы даже на март следующего года), а в начале ноября компания вернула деньги более 40% пассажиров.

В «Авианове» заявили, что выплатили компенсации в размере 43 млн рублей, обработав более 27 тысяч заявок. Порядок выплат пояснил Business FM представитель «Авиановы» Эльдар Тузмухаметов: «Выплаты производятся по мере поступления заявок. Сейчас все средства возвращаются в полном объеме. Как правило, деньги возвращаются в течение 7 дней. Учитывая, что с момента остановки прошел всего месяц, на обработку всего этого, на перевод денег, действительно требуется время и в каких-то отдельных случаях это может превышать 7 дней».

Вместе с тем, в блогах и на форумах можно найти много жалоб на работу операторов лоукостера и то, что авиакомпания не возвращает деньги даже через месяц после написания заявления. Юристы отмечают, что если обращение на возврат денег за билет было отправлено по электронной почте, то переговоры могут затянуться. Поэтому лучше всего отправлять заказное письмо с уведомлением — в случае необходимости, квитанция о получении может быть доказательством в суде.

«Если неоказание услуг произошло по вине должника, т.е. авиаперевозчика, то в данном случае потребитель обязан написать заявление с требованием возврата денег и самостоятельно предъявить разумный срок. Как правило, дается порядка семи дней. Если денежные средства вам не возвращают и никаких уведомлений не предоставляют, чтобы согласовать иную дату, то в этом случае считается, что должник игнорирует ваши требования, и в связи с этим вы сразу же обращаетесь в суд», — отмечает юрист общества защиты прав потребителей Олег Фролов.
Директор компании «Эйрклэймс (Си-Ай-Эс)» Борис Бычков считает, что те пассажиры, которые обратились по установленной форме с требованием возврата денег, могут рассчитывать на компенсацию по закону. «Билет — форма договора перевозки. Если обязательства по нему не выполнены — надо вернуть деньги. Процедура банкротства, в принципе, предусматривает выплаты всем кредиторам. А пассажиры, обязательства перед которыми не выполнены, по сути, являются кредиторами», — сообщил BFM.ru эксперт.

Не столько давили, сколько не помогали

Уход с российского рынка авиаперевозок «Авиановы» многие эксперты называют вполне ожидаемым. «С одной стороны, среда в России для лоукостеров совершенно неблагоприятная, с другой, ей действительно «помогли», — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Но даже без этой «помощи» «Авианова» пришла бы к такому же результату — допустим, через год. Единственный был шанс удержаться на рынке это путь «Скай Экспресса» — постепенно превратиться в классического перевозчика. Но этого в «Авианове» не наблюдалось. Это конечно, хорошо, когда можно улететь за 500 рублей, но при этом авиакомпания летала с убытками. Судьба её была предрешена».

По словам Гусарова, «Авианова» выполняла перевозки себе в убыток: «К примеру, на одном из рейсов перевозчиков в Ульяновск я насчитал 60 пассажиров. Умножив на 500 рублей, получим доход компании от этого рейса в размере 30 тысяч рублей. Но только керосин на этом маршруте ей обходился вдвое дороже».

Генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru, Максим Побережник при этом отмечает, что в низкобюджетные переовзки России имели спрос, о чем свидетельствуют активные покупки дешевых билетов через Интернет. «Но «Авианову» даже не столько давили, сколько не помогали», — считает эксперт.

Руководитель проекта «Финамаэро» Алексей Захаров уверен, что главная причина неудачи «Авиановы» заключается в том, что «в России отсутствуют условия для успешного существования дисконтных авиаперевозок».

Большинство экспертов полагают, что в ближайшее время ждать выхода на российский рынок авиаперевозок новых лоукостеров, в том числе крупных зарубежных компаний, не стоит. «Их появление невозможно из-за отсутствия поддержки со стороны государства и отсутствия соответствующей инфраструктуры», — уверен президент Фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию