16+
Четверг, 12 декабря 2024
  • BRENT $ 73.63 / ₽ 7604
  • RTS766.44
6 декабря 2011, 16:00
Спецпроект: Спецпроект Сколково

Энергетика будущего

Лента новостей

Генеральный директор компании VERT Labs Олег Дмитриев рассказывает об уникальной разработке — о волновой энерогоустановке, работающей при высоте волн от 0,6 метра

Разработки в сфере морских электростанций ведутся уже несколько десятилетий. Для работы таких установок не нужен ни газ, ни нефть, ни уголь, а только волны. Сколковский резидент компания VERT Labs придумала новый способ их использования.

Технология, разработанная компанией VERT Labs, достаточно проста. В море раскидывается сеть из соединенных друг с другом поплавков. На каждом из них устанавливается пневмокомпрессор. Волны колышат сеть, это заставляет работать компрессоры, сжатый воздух подается в трубу и по ней направляется на берег. Там устанавливаются турбины, которые раскручиваются под напором воздушного потока и начинают вырабатывать электричество. Благодаря такой схеме все сложное высокотехнологичное оборудование не приходится устанавливать в море. Разработка российской компании в ноябре вошла в список 30 самых перспективных проектов в Европе в области «зеленой» энергетики.

В мире сейчас всего три компании — две британские и американская — способны строить промышленные волновые электростанции. Сколковский резидент уверен, что его продукт коммерчески будет более привлекательным для покупателей. Об этом рассказал генеральный директор компании VERT Labs Олег Дмитриев.

— Мы применяем достаточно нестандартные решения, чтобы новая технология позволяла делать две уникальные вещи. Во-первых, работать на низких волнах. Американцы и англичане работают в основном на высоких волнах, 6–7 метров высотой. Это, по сути, шторм. И есть не так много мест в мире, где такие шторма достаточно долго длятся и часто случаются. Наша технология позволяет работать, начиная от волны в 0,6 метра. Конечно, это не штиль, но это внутренние моря, например, Балтика, Средиземное, Ирландское. Отсюда и очень большой рынок для нашей технологии.

Второй уникальный момент — стабильность. Технология позволяет эффективно работать около 220 дней в году, то есть 66% времени. Кроме того, у нас КПД значительно выше, чем у конкурентов, — на основе тех испытаний, которые мы проводили, можно говорить, что в где-то в три раза.

С точки же зрения себестоимости энергии, киловатт-часа, у них получается дороговато — дороже, чем ветер, солнце. Получается, что мы можем обойти всех глобальных игроков этого рынка, потому что себестоимость нашего киловатт-часа получается намного ниже.

В этом суть того, что мы делаем. Если в деньгах, то у них это где-то 40–50 евроцентов за киловатт-час при продаже энергии, а у нас получается около 15 евроцентов.

— В какой стадии сейчас находится ваша разработка?

— Прототип нашей установки сейчас проходит тестирование в Ирландии.

— Какой мощностью будут ваши волновые электростанции?

— Есть хорошее сравнение. Представьте, как выглядит сотовая сеть мобильного оператора, составленная из большого количества сот. Примерно так же выглядит наша волновая сеть. У нас есть соты, которые можно соединять одну с другой и составлять сеть все больше и больше. Поэтому наша система масштабируемая. Если вы хотите перейти от одного мегаватта к 10 мегаваттам, а потом от 10 к 50, и затем к 100, вы не должны делать систему заново. Вы можете просто увеличить производительность станции за счет добавления дополнительных ячеек. Вы просто их ставите больше, и у вас увеличивается мощность. Это основной момент, потому что мы играем в игру «массовое производство», а это значит, что стоимость каждой последующей соты становится дешевле и дешевле. Для нас главное, чтобы киловатт-час, который мы продаем, становился как можно дешевле. Если мы пойдем по пути наращивания производства, стоимость, может быть, станет даже ниже 15 евроцентов. Наше ограничение — только площадь занимаемой морской поверхности.

— Для производства 1 мегаватта какая площадь необходима?

— Это зависит от волн. Там, где волны большие, нам нужно будет меньше площади. Если говорить о 0,6 метра, то нам понадобится поставить сеть в виде кольца с диаметром около километра. А 10 мегаватт это примерно в 10 раз большая площадь.

— Как вы собираетесь использовать свою разработку?

— Мы не энергокомпания. Мы будем производить электростанции и их продавать. Если мы начнем играть в игру по вертикальной интеграции, то есть от «А» до «Я», то тогда станем конкурировать с энергокомпаниями в Европе, США. Нам это не нужно. Нам надо, чтобы они были нашими лояльными партнерами, клиентами, поэтому мы будем продавать им станции. Наша философия как раз и состоит в том, чтобы абсолютно снять головную боль у заказчика, он не должен участвовать в производстве, выбирать даже типы станций. У нас будет максимально лимитированная продуктовая линейка, состоящая из одного вида станций. Наши клиенты — это энергокомпании, которые сейчас активно включаются в развитие возобновляемых источников энергии, которые сейчас пытаются найти любые способы, чтобы эту энергию дешево произвести.

По экспертным прогнозам, с 2020 года в мире начнется активное внедрение волновых электростанций. Сейчас этот рынок находится только в стадии формирования. Лишь три года назад заработала первая в мире промышленная волновая электростанция. Она установлена в пяти километрах от побережья Португалии. Разработана станция британской компанией, покупателем же стала португальская энергокомпания «Энерзис», стоимость сделки составила 8 млн евро.

— По какой цене вы планируете продавать свои станции, за какой срок она может себя окупить?

— Мы исходим из того, что стоимость мегаватта номинальной мощности, который мы продаем, должна совпадать со стоимостью мегаватта морской ветровой установки. Потому что для энергокомпаний, которые строят морскую ветровую установку, получить еще дополнительный мегаватт, установив ветряк или нашу систему, должна быть примерно одинакова. Это сейчас немного больше 2 млн евро за сеть на мегаватт. В Европе чуть дороже, в США — чуть меньше. Эти 2 млн евро можно отбить срок, немногим более двух лет. То есть через два года станция начнет работать в прибыль для энергокомпании.

— Вы нацелены на международный рынок?

— Да, у нас нет экономических предпосылок для развития альтернативной энергетики. У нас все-таки огромные ресурсы и с точки зрения нефти и газа, и с точки зрения гидроэнергетики. То есть в России просто не очень эффективно заменять ГЭС на ветряки или волновые станции. Конечно, Европа для нас — первый рынок.

— Какую долю этого рынка вы хотели бы захватить?

— Мы хотим быть первыми. В течение какого-то времени мы будем наслаждаться доминирующим положением на этом рынке, может быть, будем одним поставщиком. Понятно, что через несколько лет нашу модель скопируют, может быть, какие-то огромные промышленные концерны выйдут с аналогичными устройствами, но в течение 10 лет, думаю, мы сможем занимать на этом рынке доминирующее положение. Потом важным этапом развития станет кооперация с каким-либо промышленным концерном, который будет в состоянии нас поддержать в работе с энергокомпаниями. Это необходимо, чтобы выйти из этапа нишевых и точечных продаж на этап уже массированного внедрения. Я думаю, что для нас очень было бы интересно работать с нашими российскими энергокомпаниями.

— Проблема с финансированием этого проекта у вас есть? Насколько вы рассчитываете на поддержку «Сколково»?

— «Сколково» оказывает для технологических стартапов очень хорошую поддержку, она гораздо лучше той, что можно получить в Великобритании или США. «Сколково» дает налоговые преференции, и это очень важно. Даже если вы получили какие-то деньги, построили какое-то производство, дальше, чтобы на взлете не подбили, вам все равно нужны достаточно льготные условия. То есть благодаря тем условиям, которые дает «Сколково», я могу вполне комфортно работать в России, я плачу все «белые» зарплаты, я могу развиваться.

Думаю, что каждая компания, которая имеет отличную идею, хорошую менеджерскую команду, должна очень серьезно посмотреть на «Сколково». У нас не было какого-то папы, друга и так далее. У нас нет административного ресурса. Все, что мы смогли сделать вместе со «Сколково», мы сделали, исходя просто из нашей веры в идею и возможности убеждать, доносить эту идею и продавать себя.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию