16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
8 декабря 2011, 18:30 ОбществоПравоПолитика

Противоречия обнажены

Лента новостей

Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова прошлой ночью была задержана в «Шереметьево». По ее словам, проводившие досмотр сотрудники приказали ей раздеться на глазах у других пассажиров. Сотрудники таможни факт личного досмотра отрицают

Евгения Чирикова чувствует себя оскорбленной. Таможня все отрицает. Фото: РИА Новости
Евгения Чирикова чувствует себя оскорбленной. Таможня все отрицает. Фото: РИА Новости

Лидер движения «В защиту Химкинского леса» была задержана в аэропорту «Шереметьево» 7 декабря по возвращении из Брюсселя. После проведения проверки она была отпущена. В своем Twitter Евгения Чирикова написала: «Порылись, отпустили. Миллионов от госдепа не нашли. Расстроились, похоже».

В интервью BFM.ru она рассказала, что ее задержание было связано с ее поездкой в ЕС вместе с Гарри Каспаровым, Сергеем Колесниковым и другими оппозиционерами, где они обсуждали с членами Европарламента «нарушения на выборах в Государственную думу» и требовали признания российских выборов нелегитимными.

«После очень успешных переговоров в Европе я возвращалась вчера в Москву. Это было уже в районе 21:30. Когда я проходила паспортный контроль, мой паспорт забрали, объяснив мне, что по моему паспорту необходима дополнительная проверка. Я в очереди была одна из последних, сразу закрыли ставни, я не могла выйти. И на протяжении часа мне паспорт не отдавали, не объясняя причин, — рассказывает Евгения Чирикова. — Это абсолютно политический заказ на проверку моих документов, потому что пришли сотрудники Центра «Э» (департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел РФ — BFM.ru ), и они тоже стали проверять мой паспорт. Они его крутили по-всякому, нюхали, смотрели, что на какой страничке написано. Потом взяли мой паспорт и попросили меня проследовать в зону «зеленого коридора». В этой зоне стали сначала пересматривать все мои вещи, которые у меня были в рюкзаке, пересчитывать деньги. А потом произошла унизительная процедура, мне сказали: «Раздевайтесь». Я замечу, что не было ни понятых, меня не отвели в какую-то комнату специальную для осмотра. И в том же самом «зеленом коридоре», который ничем не огорожен, ам транзитная зона, меня раздели, просмотрели каждую мою вещь. Зачем это было делать, кроме как психологического измывательства, потому что понятно, что я нормальный человек, мать двоих детей, и у меня муж, у меня родители, и мне это очень неприятно, что со мной проводят такие процедуры».

По словам Чириковой, проверку проводили одна женщина, четверо мужчин в форме, двое представителей Центра «Э».

В пресс-службе аэропорта «Шереметьево» BFM.ru сказали, что «не имеют к этому никакого отношения».

«Таможенный контроль в отношении гражданки Чириковой был произведен в соответствии с таможенным законодательством с применением досмотровой техники. Для уточнения: Чирикова собственноручно представила товары, находящиеся в багаже, к таможенному осмотру. По окончанию осмотра Чирикова немедленно покинула зону таможенного контроля, и при этом вся процедура заняла не более 9 минут. Других форм таможенного контроля, таких как личный досмотр, в отношении нее не применялось», — заявила BFM.ru пресс-секретарь таможни аэропорта «Шереметьево» Ксения Гребенкина.

В Центре общественных связей ФСБ порталу BFM.ru сообщили, что им ничего неизвестно об этом инциденте, никаких жалоб к ним не поступало, и на этом основании отказались от комментариев.

Какие правила досмотра могли быть нарушены

Напомним, что правила дополетного и послеполетного досмотра авиапассажиров определены приказом Минтранса от 25 июля 2007 года №104.

В документе сказано, что «послеполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незаконного ввоза и распространения оружия, боеприпасов, наркотических средств, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных веществ и предметов, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер, в первую очередь из регионов со сложной оперативной (криминогенной) обстановкой».

В ст. 6 приказа оговаривается, что «предполетный и послеполетный досмотры пассажиров и багажа <> проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте».

Решение о проведении послеполетного досмотра принимает старший смены подразделения органа внутренних дел на транспорте по досмотру с письменным уведомлением начальника смены службы авиационной безопасности.

В соответствии с приказом, производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра, оборудованных и содержащихся с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Личный (индивидуальный) досмотр проводится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в присутствии двух свидетелей, с участием сотрудников органов внутренних дел на транспорте и составлением протокола (ст.54 приказа).

Ст. 43 документа гласит: «Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство».

Михаил Федотов, глава совета по правам человека при президенте РФ, прокомментировал BFM.ru: «Я не знаю, что было на самом деле, не знаю, какими правилами руководствуются таможенные службы, проводя личный досмотр граждан, но я предполагаю, что такие правила существуют, и они должны гарантировать 100-процентное соблюдение прав человека».

Руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод по поводу сообщения Евгении Чириковой сказал: «Я считаю, что таможенники должны были обосновать действия: либо она вызывала какое-то подозрение, либо она проходит по какому-то делу в качестве фигуранта, просто так останавливать человека и проверять, для этого должны быть обоснования, если она вызывала какое-то подозрение.

Здесь явно, что Чирикова — крупный деятель оппозиции, она вызывает негативную реакцию определенной части властной элиты еще с истории Химкинского леса. Сейчас она активно участвует в оппозиционных мероприятиях, акциях, митинга, в том числе и по оспариванию результатов выборов. Я не буду сейчас давать оценку, насколько обоснованы ее претензии, которые она высказывает в ходе протестных акций, но права человека — это незыблемое понятие, поэтому если учинили досмотр ей, тем более в не специально отведенной зоне, а на виду у других людей, это, конечно, нарушение ее прав, унизительное отношение к личности».

По его мнению, у Евгении Чириковой есть полное право обжаловать действия в суде и написать соответствующую жалобу прокурору.

«Я считаю, что власть, структура власти не должны столь топорно противодействовать оппозиции. Все-таки есть правовые методы, и это политическая дискуссия, диалог власти и гражданского общества, — убежден Брод. — Но пока мы видим, что существует попытка сломать неугодных через колено, а это никак не способствует нормализации ситуации, сглаживанию протестных настроений. Это вызывает обратную реакцию. Естественно, у Чириковой будет повод выступить на очередном митинге или направить очередной запрос в международные правозащитные организации».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию