16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
8 апреля 2009, 15:53 КомпанииАвто

«Русал» попал в железнодорожный узел

Лента новостей

Ачинский глиноземный комбинат, входящий в империю «Русала», может встать уже в конце этой недели. Причина — неурегулированные отношения «Восток-Сибпромтранса» и Первой грузовой компании, которые должны обеспечивать поставку руды на комбинат

Сырья на АГК осталось на 5 дней. Фото: РУСАЛ
Сырья на АГК осталось на 5 дней. Фото: РУСАЛ

Компания «Восток-Сибпромтранс» — собственник единственных железнодорожных путей к Киа-Шалтырскому руднику, с которого нефелиновая руда поступает на Ачинский глиноземный комбинат (АГК) — отказывается грузить его в составы Первой грузовой компании, обслуживающей комбинат. Как утверждают в «Русале», ВСПТ лоббирует тем самым интересы аффилированного оператора — «Красопергруза» и вынуждает «Русал» заключить договор о перевозках с ним.

ЗАО «Красопергруз» — одна из первых созданных в регионе компаний-операторов. По данным газеты «Гудок», в 2004 году учредителем компании являлись администрация Красноярского края и ОАО «Восток-Сибпромтранс». С Ачинским глиноземным комбинатом ЗАО не работает.
ООО «Красопергруз» работает с АГК, но ОАО «Восток-Сибпромтранс» не является его учредителем и поддерживает с этой компанией только хозяйственные отношения.
Ачинский глиноземный комбинат является 100-процентной дочерней структурой «Русала». По итогам третьего квартала 2008 года выручка АГК составила 4257 млн рублей, чистая прибыль — 554 млн рублей. Первая грузовая компания — подразделение РЖД. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.

В ВСПТ с такой трактовкой событий не согласны. Вагоны Первой грузовой компании не обслуживаются по причине отсутствия договора, объясняют представители ВСПТ, а «Русал» поднял шум, чтобы сэкономить на грузовых операциях.

Как утверждает Независимое информационное агентство, Ачинский глиноземный комбинат может встать уже к концу этой недели. Возможности перевезти руду из Киа-Шалтырского рудника, минуя пути ВСПТ, нет.

Как утверждают местные СМИ, ВСПТ в силу своего монопольного положения не позволяет никому использовать вагонный парк других компаний, кроме «Красопергруза», цены которого на 15-20% выше, чем у альтернативных операторов.

В пресс-службе «Русала» BFM.ru пояснили, что пока что поставки сырья на комбинат осуществляет «Красопергруз», но с ним у АГК в ближайшее время заканчивается договор. «На сегодняшний день ситуация с загрузкой вагонов, поставленных АГК для перевозки руды в Киа-Шалтырь, не разрешена. Вагоны Первой грузовой компании ВСПТ не грузит, отказ не объясняет. В то же время договор с оператором — «Красопергрузом» — у АГК заканчивается. При этом, пользуясь своим монопольным правом, ВСПТ устанавливает цены на 15-20% выше, чем у альтернативных операторов перевозок, например Первой грузовой компании», — сообщила BFM.ru руководитель пресс-службы «Русала» Ольга Санарова.

«Для АГК, выполняющего роль градообразующего предприятия и несущего важную социальную миссию, неприемлемо переплачивать за услуги, имея установленную законодательством возможность выбора. Непродуманные и эгоистичные действия ВСПТ могут привести не только к остановке АГК, на производственной площадке которого работает около 10 тысяч человек, но и дестабилизировать социально-экономическую ситуацию как в Ачинске, так и во всем Красноярском крае, где расположен Красноярский алюминиевый завод, работающий на глиноземе, который производит АГК», — заявила представитель «Русала».

Источник, близкий к «Русалу», отметил, что Ачинский глиноземный комбинат уже заключил соглашение о дальнейших перевозках руды с Первой грузовой компанией.

«Сегодня на станции Кия-Шалтырь и прилегающих станциях простаивает по неприёму до 160 полувагонов ПГК. Претензии «Восток-Сибпромтранса» к ПГК по поводу необходимости заключения договора с ним необоснованны. Заявки на подачу подвижного состава и последующие расчёты за подачу-уборку вагонов осуществляет грузовладелец — Ачинский глинозёмный комбинат. Ни Первая грузовая компания, ни «Восток-Сибпромтранс», в свою очередь, никаких услуг друг другу не оказывают, поэтому и оснований для подписания каких-то дополнительных бумаг просто нет», — сообщили BFM.ru в ПГК.

Заместитель генерального директора ВСПТ Андрей Кулаков в интервью BFM.ru сообщил, что его компания сейчас не имеет долей в уставном капитале «Красопергруза». «С января 2008 года тарифы на наши услуги не повышались, в настоящее время они находятся на уровне января-апреля прошлого года. Кроме того, они на 23-25% ниже, чем у других организаций, занимающихся оказанием аналогичных услуг. Цены мы не можем поднимать самостоятельно, они регулируются профильными госструктурами», — пояснил также Андрей Кулаков в интервью BFM.ru.

При этом он отметил, что вагоны Первой грузовой компании сейчас стоят на путях, принадлежащих Красноярской железной дороге, однако у ВСПТ нет договора с Первой грузовой компанией, а потому услуги ей оказаны быть не могут.

Неофициально в ВСПТ говорят, что весь этот конфликт затеян для того, чтобы АГК смог сэкономить на грузовых операциях.

«Такие случаи на рынке нельзя назвать единичными; однако, как правило, предприятия вынуждены соглашаться на условия монополистов при отсутствии альтернативных поставщиков», — говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский.

Отметим, что подобные конфликты в Красноярском крае уже были. В 2004 году «Красопергруз» оспаривал право на перевозку грузов с «СУЭК», которая начала было возить уголь со своих разрезов сама. Естественно, кончилось это тем, что вагоны с углем ВСПТ разгружать не стала. В 2003 году ВСПТ также прекращала погрузку руды для НКМК, аргументировав это тем, что в течение двух месяцев владелец сырьевой базы (подразделение «ЕвразХолдинга») не оплачивал услуги перевозки.

«АГК обеспечивает существенный объем прибыли для ВСПТ, — говорит Владимир Сергиевский. — Учитывая принадлежность АГК к «Русалу», мы полагаем, что ВСПТ рассчитывает на принятие условий транспортировки сырья. Наиболее вероятным сценарием развития ситуации нам видится обращение руководства предприятия в транспортную прокуратуру и суд. Тем не менее, на ближайшую перспективу, пока будет идти разбирательство, не исключено, что АГК примет условия перевозчика во избежание дефицита поставок и остановки предприятия».

Сейчас, как сообщила Ольга Санарова, «Русал» продолжает переговоры с ВСПТ, чтобы решить проблему в досудебном порядке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию