16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
26 декабря 2011, 11:32 Авто

«Ведомости»: в «дочке» «Транснефти» нет системы контроля

Лента новостей

Нарушения вскрыл внутренний аудит государственной компании-монополиста. Результаты проверки были полностью засекречены

В «Транснефтепродукте» (ТНП), специализированной дочерней компании «Транснефти», полностью отсутствует система учета и контроля за движением топлива. Это позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из результатов внутреннего аудита ТНП. Документ оказался в распоряжении газеты «Ведомости». Его подлинность подтвердили три источника, близких к государственной «Транснефти».

Проверка прошла в 2010 году по инициативе ревизорской службы монополии, говорит один из источников издания. Проверялась работа девяти «дочек» ТНП: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт». Документы с итогами проверки легли на стол президента «Транснефти» Николая Токарева в сентябре 2010 года. Они свидетельствовали, что ревизоры в общей сложности выявили нарушений на 4,4 млрд рублей, знают источники издания. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд рублей, следует из документов.

По словам одного из источников, аудиторы не смогли получить доступ ко всем документам, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». «А на «Уралтранснефтепродукте» требовать документы было не с кого — генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», — рассказывает источник. Никто из собеседников газеты не смог оценить объем нарушений, которые не смогли обнаружить аудиторы.

Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд рублей). Большинство махинаций, как указывают источники издания, основано на формировании неучтенных излишков топлива. На всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов, подчеркивает газета. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», — поясняет один из источников. В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. После этого, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр — это около 5 000 тонн нефтепродукта!», — сетует собеседник издания. Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Еще одна схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Современные системы учета на предприятиях есть, говорит источник, но они часто игнорируются.

По итогам аудита Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, — писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. — Не сделаете это сами — будем делать мы». Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена, констатирует издание. Представитель «Транснефти» не захотел комментировать причины этого, но отметил, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

«Транснефть» в ноябре 2010 года оказалась в центре громкого скандала: тогда российский блогер, акционер «Транснефти» и юрист Алексей Навальный опубликовал в Интернете копии документов, которые свидетельствовали о хищении 4 млрд долларов при строительстве трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). 19 ноября на защиту компании-монополии встал глава Счетной палаты Сергей Степашин. Он сообщил, что информация о многомиллиардных хищениях компанией не соответствует действительности. На следующий день аудитор СП РФ Михаил Бесхмельницын заявил, что Счетная палата оценила ущерб государству при строительстве трубопровода ВСТО в 3,45 млрд рублей, а не в 4 млрд долларов, которые приводил Навальный.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию