16+
Вторник, 24 ноября 2020
  • BRENT $ 46.45 / ₽ 3526
  • RTS1267.77
3 января 2012, 16:32 ОбществоПравоАвто

Техосмотр: вопросы без ответов

Лента новостей

В России начали действовать новые правила прохождения ТО. Однако до сих пор нет полной ясности, как и где пройти эту процедуру, сколько это стоит. К тому же не налажена связь между страховщиками, пунктами ТО и полицейскими

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

С 1 января 2012 года в России начали действовать новые правила прохождения техосмотра. Напомним, конец техосмотру в его сложившемся виде положил президент Дмитрий Медведев в апреле 2011 года, поручив разработать новый закон. 15 июня его одобрила Госдума, 22 июня — Совет Федерации. 1 июля документ был подписан главой государства. В нем было прописано, что в ближайшие два года автомобилисты смогут выбрать один из двух вариантов прохождения техосмотра — на действующих станциях ТО или в новых техцентрах.

12 декабря правительство России утвердило правила проведения техосмотра. Аккредитовывать и вести реестр станций поручено Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Он должен будет контролировать деятельность операторов ТО и проводить проверки. При этом получить полис ОСАГО водителям теперь можно будет, лишь предъявив техталон. Таким образом, ТО по-прежнему является необходимым винтиком в действующей системе.

Согласно нововведениям: теперь новые автомобили (до трех лет, начиная с года выпуска) не должны проходить техосмотр; автомобили (в том числе грузовые до трех тонн) «возрастом» от трех до семи лет должны проходить ТО раз в два года, а машины старше семи лет — ежегодно. При этом такси, автобусы и маршрутки, то есть все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны проходить техосмотр каждые полгода, а грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт (полицейские машины, скорая помощь) — раз в год.

Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн. Кроме того, теперь автовладельцы не будут привязаны ни к региону, ни к муниципальному образованию при прохождении ТО, то есть смогут проверить свой автомобиль в любом техцентре страны.

Российский союз автостраховщиков сообщал, что по состоянию на 29 декабря 2011 года в реестр операторов ТО было внесено 1737 операторов технического осмотра. Информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, представивших заявления о включении в реестр операторов, имеется на сайте РСА (http://www.autoins.ru/ru/inspection/reestr). При этом из некоторых субъектов Российской Федерации пока не поступило ни одной заявки.

По закону, независимые операторы смогли начать подавать заявки только с 1 января 2012 года. Поэтому эксперты отмечают, что в связи с различными процедурами оформления в январе новые операторы вряд ли появятся. Работать будут те же компании, которые и прежде работали по договору с МВД.

По словам первого заместителя начальника главка по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенанта полиции Владимира Швецова, ГИБДД с 1 января 2012 года будет иметь право проводить техосмотр всего в 22 регионах на 59 станциях ТО. С остальных станций полиция ушла и отдаст их частным структурам. «На сегодняшний день в стране действует порядка 2,5 тысячи пунктов инструментального контроля, которые принадлежат 1800 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Все они на переходный период до 2014 года считаются уже прошедшими аккредитацию, так что подтверждать свой статус им пока не требуется», — сообщил он.

При этом, Владимир Швецов предупредил, что январь будет тяжелым как для сотрудников Госавтоинспекции, так и для граждан: «Возникает много вопросов: притирка программы, передача данных, оформление страховых полисов по данным техосмотра». Признал Швецов и то, что пока не понятно, кто будет осуществлять контроль за единой базой данных.

В Москве для прохождения техосмотра в настоящее время открыты 76 центров технического обслуживания автомобилей. Они работают со вторника по пятницу с 9:00 до 18:00. В субботу с 9:00 до 14:00. Понедельник и воскресенье — выходные дни. Обеденный перерыв с 14:00 до 15:00.

Как сообщила пресс-служба столичного департамента транспорта, к 1 апреля 2012 года городские власти должны определить новый предельный размер оплаты за ТО в соответствии с ранее утвержденной методикой. При этом сохранятся льготы для социально незащищенных категорий граждан. До этого времени технический осмотр автомобилей можно будет пройти по старым тарифам, действовавшим в 2011 году.

Что касается самих талончиков техосмотра, новые бланки к январю в нужном количестве напечатать не успели. В итоге было решено, что ГИБДД передаст имеющиеся у нее старые талоны новым операторам техосмотра. Их будут выдавать до 1 апреля.

Понять это невозможно

Одна из самых больших проблем новой процедуры прохождения ТО — отсутствие связи между страховщиками, пунктами ТО и полицейскими, в том числе в виде единой информационной базы. Чиновники обещают, что эта связь появится к середине января.

Но в одном из столичных пунктов ТО в этом не уверены и рассказали Business FM следующее: «Ситуация не ясна. Она непонятная ни для кого. Ни для сотрудников ГИБДД, ни для нас, ни для самих страховщиков. Я не знаю, как будет проходить ТО, будут ли напечатаны талон, кто их будет выдавать, по какому правилу их будут выдавать. К тому же не все нормативные документы еще вступили в силу, не все разработаны». Все понимают, что не готово

Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев в беседе с BFM.ru отметил, что новая система прохождения техосмотра пока недоработана и что требуется дополнительное время: «Все понимают, что не готово, поэтому ФАР предлагает ввести мораторий на техосмотр еще на год, так как изменить процедуру технического осмотра за столь короткий срок невозможно. Тем более, статистика показывает, что никаких негативных последствий в связи с временной отменной ТО не произошло, количество ДТП по причине неисправности автомобилей не увеличилось. Поэтому для физических проводить технический осмотр вообще нет смысла».

В новой схеме прохождения процедуры техосмотра Канаев видит и коррупционную составляющую: «Страховщики не хотят брать на себя дополнительную нагрузку: они выдают полисы ОСАГО и у них абсолютно нет желания следить еще и за техническим осмотром. Но они будут вынуждены отказывать автовладельцу в выдаче полиса, если машина не прошла ТО. Естественно, это противоречит интересам бизнеса страховщиков, поэтому они будут очень заинтересованы в том, чтобы давать лицензии на прохождение ТО автодилерам. А вот кому и за что — это вопрос другой. Тут уже просматривается коррупционно емкая составляющая».

Вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров считает, что с прохождением ТО проблем быть не должно. Другое дело — со страховкой: «У кого есть действующий талон технического осмотра на 2011 год, тот получит дополнительный год действия этого талона. Но непонятно, что будет со страховкой, потому что сейчас для ее получения нужен действующий технический осмотр не менее чем на полгода. А вот в этой ситуации очень интересно, что скажут страховщики. Будет ли для них этот продленный техосмотр являться основанием для выдачи страховки».

Возврат в прошлое

Заместитель гендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов считает, что сложившаяся ситуация может привести к плачевным последствиям. «Люди выезжают на улицы без полисов ОСАГО. Мы сейчас реально рискуем оказаться в ситуации, в которой страна находилась до появления этих полюсов, когда каждый сам за себя и выясняет отношения на дороге как умеет — кто-то силой, кто-то убеждением. Может получиться так, что страховая защита перестанет работать».

Член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский считает, что с началом действия нового законодательства «начнется неразбериха». В любом случае, эксперты отмечают, что те несколько месяцев, что были у правительства на то, чтобы объяснить игрокам рынка, по каким правилам им надо будет жить, ушли на перераспределение полномочий чиновников.

Что же касается авитовладельцев, то главный вопрос для них «Что делать?». На сегодняшний день совершенно не очевидна последовательность их действий при прохождении ТО и покупке полиса ОСАГО. То есть с чего начинать, если талон ТО требует обновления или к концу подходит срок действия страхового полиса. Нет полной ясности и в том, в какую сумму обойдется (официальное) прохождение ТО, что будут проверять и что при этом нужно иметь в машине (аптечка, огнетушитель). Ко всему этому стоит добавить, что, похоже, никто не задумался над правами автовладельца — может ли он оспорить отказ в выдаче ему талона ТО, если не согласен с выводами пункта техосмотра. Куда ему следует обращаться в таких случаях?

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию