16+
Четверг, 18 апреля 2019
  • BRENT $ 71.82 / ₽ 4594
  • RTS1256.08
25 января 2012, 20:30 Общество

Звёздные войны в Большом театре

Лента новостей

Большой театр славится своей балетной труппой и верностью классике. А классикой закулисья главного театра страны остаются - войны звёзд. О том, кто против кого там дружит - в специальном расследовании BFM.ru и Business FM

Большой театр - это не только национальное достояние и раскрученный бренд, но и громкие скандалы, связанные с большими же антрактами (реконструкция исторического здания затянулась на 6 лет), контрактами (кого-то с шумом увольняют, кто-то уходит сам, громко хлопая дверью) и неудачными постановками.

В России сегодня сильнейшие труппы русского, большого, белого, классического балета, уверен специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры Михаил Швыдкой:

«Та традиция, которая всегда составляла славу русского балета, она в России жива, и, безусловно, если верить не только критикам российским, но и международным, мировым, и, прежде всего британским и американским. Скажем, труппа Большого театра - это лучшая труппа в балетном мире. Очень сильная балетная труппа в Мариинском театре, там происходят свои процессы. Я считаю, что если говорить о лидерствах, это всегда очень тонкая материя - сравнивать театры, но я думаю, что само имя Гергиева определяет успешность и лидерство Мариинской оперы, притом что сейчас в Большом театре есть ряд дирижеров, которые создадут конкурентную среду и в оперной труппе. Но балет лучший в мире, классический, конечно, в Большом театре, в том понимании, в каком в России всегда считался балет первейшим из искусств. Я не могу разделить мнение тех, кто считает, что традиции классического балета убиты, это несправедливо».

Однако нынешний глава министерства культуры Авдеев считает, что для установления профпригодности актеров театра нужно ввести новую, жесткую аттестацию. Она поможет избавиться от 15-20% «балласта» актеров, «которые не играют, но получают запрлату». Причем условия новых контрактов будут такими, что их практически невозможно будет оспорить в суде. Это дает возможность избавить театр как от слабых в профессиональном смысле - так и от откровенно неудобных.

Увольнения в Большом в последние годы, как правило, сопровождается немалыми скандалами. Череда началась с Анастасии Волочковой, которая, якобы, набрала вес.

В 2008м году ушел глава балетной труппы Ратманский. Официальная причина - окончание контракта, неофициальная - несогласие с политикой Большого.

В июле 2009го - когда накалились страсти вокруг реконструкции - ушел со своего поста музыкальный директор труппы Большого театра Александр Ведерников. В 2010 году театр покидает ведущий танцор Ринат Арифулин.

А в ноябре прошлого года увольняются сразу два титулованных премьера - Наталья Осипова и Иван Васильев. Они ушли в Михайловский, так что гендиректор Большого Анатолий Иксанов обвинил своих питерских коллег в нечестной игре: мол, переманили деньгами. Вот что заявил тогда руководитель Михайловского Владимир Кехман:

«То, что Большой театр делает заявления, связанные с тем, что это связано с деньгами, я считаю невероятной и трагической ошибкой руководства Большого театра. Я, например, могу сказать об истории, связанной с танцовщицей Смирновой, которая впервые в истории перешла после школы Вагановской в Большой театр. Поверьте мне, что она имела от меня также очень серьезные коммерческие условия, которыми она пренебрегла и двинулась в сторону Большого театра. Поверьте мне, что здесь никоим образом никакие коммерческие условия не могут остановить танцовщика, если творческий интерес у него есть к тому или иному театру. Эта история связана только с творческим потенциалом, который ребята получат у нас в театре. Видимо, Большой театр не смог им предложить никаких творческих новых идей».

Владимир Кехман, заработавший состояние на импорте фруктов и известный как «банановый олигарх», в 2007 году сам предложил свою кандидатуру на должность директора государственного учреждения «Малый театр оперы и балета им. Мусоргского». Вложил туда 25 млн евро собственных средств (а по другим данным, 40 млн), оплатил реконструкцию, вернул историческое название, пригласил звезд и заявил о своих амбициях. Эксперты не исключают, что следующей целью амбициозного Кехмана может стать кресло гендиректора Большого.

Впрочем, позиции Анатолия Иксанова на посту директора ГАБТа пока еще сильны. Естественно, демонстративные действия премьера Цискаридзе не могли остаться вне поля зрения. Николай Цискаридзе за месяц до открытия исторической сцены Большого назвал реконструкцию вандализмом и рассказал про гримерки без окон и закамуфлированную под золото и бронзу пластмассу. В итоге премьер не был допущен к участию в Гала-концерте, посвященном открытию, а месяц назад Цискаридзе уведомили о досрочном расторжении договора о педагогической работе. Иксанов тогда подчеркнул, что решение связано с исключительно производственной необходимостью. Вот что говорит об этой ситуации сам Цискаридзе:

«Я на этой должности работаю официально по документам с 2005 года, нагрузку я эту несу с 2003 года постоянно, и мало того, когда мне дали эту мизерную зарплату, понимаете, что 1 билет в партер большого театра стоит дороже, чем мой месячный оклад. Это вообще смешно, это яйца выеденного не стоит, не то, что этот конфликт, это разбирательство. Это просто издевательство было над человеком, его выдавливание, унижение и так далее. Не первый раз же это происходит в истории Большого театра».

За день до часа «X» на сайте Большого театра появилось сообщение, что руководство удовлетворило просьбу Цискаридзе и договор не будут прерывать до окончания срока его действия, то есть до конца июня 2012-го. Цискаридзе такая формулировка задела: он уточнил, что вообще-то «ни о чем не просил, а лишь объяснил свою позицию».

В ноябре президент Дмитрий Медведев распорядился выделить гранты в ближайшие два года Большому театру (и еще шести ведущим российским музыкальным коллективам и организациям). Говорит обозреватель портала BFM.ru Инга Замуруева:

«Что касается президентских грантов, которые выделены Дмитрием Медведевым на 2012-2014-й год - для Большого театра это 375 миллионов рублей. Но, как говорит народный артист России, и премьер Большого театра Николай Цискаридзе, с распределением президентских грантов в Большом театре не всё так замечательно, как хотелось бы. В театре есть люди, которые выполняют какие-то странные функции с его точки зрения. Им тоже нужно платить зарплату и, таким образом, зарплатный фонд составляется за счёт срезания некоторых президентских, скажем так, денег. Их забирают у актёров и передают другим сотрудникам Большого театра. То есть если верить Цискаридцзе, то решить этот профсоюзный вопрос в Большом театре представляется достаточно трудным делом, потому что руководитель балетной трупы Сергей Филин одновременно является и руководителем профсоюзной организации. И, поэтому, все профсоюзные вопросы в Большом театре превращаются в риторические».

Ежемесячный доход артистов балета Большого театра (они, в отличие от оперных исполнителей переведены на контрактную основу) складывается из оклада, президентского гранта и гонорара за спектакль. Если премьер вышел в 2-3 спектаклях в месяц, его зарплата может составить 60-90 тысяч рублей.

Солист American Ballet Theatre Саша Радецкий уверяет, что в России, благодаря поддержке государства, дела обстоят лучше, чем в американской балетной труппе. А The New English Ballet Theatre предлагает танцорам 1200 фунтов стерлингов за один календарный месяц.

Скандалы продолжаются: премьерный спектакль исторической сцены «Руслан и Людмила» не рекомендован лицам до 16ти, а балет «Спящая красавица» показали, когда часть декораций еще не были готовы.

Отдельная тема - билеты. На открытие у перекупщиков цены достигали 20-ти млн рублей. Чтобы бороться со спекулянтами сейчас билеты продают по паспорту, но собираться в Большой надо за несколько месяцев.

Евгения Смурыгина, Инга Замуруева, Business FM, BFM.ru

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию