Волож: «От Интернета люди откажутся в последнюю очередь»
Лента новостей
О развитии «Яндекса» в условиях кризиса, перспективах роста интернет-рынка и механизмах его регулирования BFM.ru рассказал генеральный директор и совладелец компании Аркадий Волож
За прошедший год крупнейшая российская поисковая система «Яндекс» успела начать подготовку к IPO, перенести его на неопределенный срок, отказать структурам бизнесмена Алишера Усманова в продаже своего 10%-ного пакета и довести оборот до 300 млн долларов. О развитии компании в условиях кризиса, перспективах роста интернет-рынка и механизмах его регулирования BFM.ru рассказал генеральный директор и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож.
— Как идет бизнес в кризис?
— Доходы от контекстной рекламы в долларах у нас сейчас чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в рублях — чуть больше. Похоже, с марта снова начался рост.
И это хорошая новость для всех, потому что контекстная реклама — это пульс малого бизнеса. Компании определяют цену за клик в ходе аукциона, и если дела у них совсем плохи, то и ставки серьезно снижаются. С начала кризиса у нас упала цена клика, но зато выросло число рекламодателей. Их количество увеличилось еще в декабре и продолжает расти. Возможно, это происходит потому, что контекстная реклама — действительно хорошее решение в кризис. В целом же просто происходит перетекание в интернет бюджетов из других носителей.
— За счет чего будет расти рынок?
— По итогам прошлого года в общем рекламном пироге доля Интернета составила порядка 5–6%. Что будет в этом году пока непонятно, все будет зависеть от экономической ситуации. Как только оживет малый бизнес, пойдет в рост контекстная реклама, после того. Как проснутся крупные компании, начнется рост в медийной рекламе. Активность рекламного рынка напрямую зависит от роста ВВП. Даже когда экономика растет, но всего на 1–2% в год, то реклама падает, но зато если ВВП растет на 5–6%, то реклама — на 20-30%.
— Какой по итогам года будет рост интернет-рекламы?
— Смотря в чем считать. Например, если в бочках нефти (баррелях), то он вырастет, скажем, на 30% или больше. Давать абсолютные цифры бессмысленно — предсказать, сколько будет стоить баррель сейчас невозможно.
— Замедляются ли темпы роста интернет-аудитории? В частности, в Москве, по данным TNS, такая тенденция наблюдается.
— Пока мы этого не видим. Недавно в Англии проводился опрос: от чего люди намерены в условиях кризиса отказаться. От Интернета они готовы отказаться в последнюю очередь. Поэтому пользователей становится все больше несмотря на кризис. Пока резкого сокращения темпов роста аудитории тоже не видно. Замедление роста в Москве объяснимо — здесь уже наступил этап насыщения, но в регионах еще нет. Там сейчас происходит то, что в столице наблюдалось три года назад. За год-полтора скорость доступа в Интернет увеличилась в разы, а стоимость доступа упала.
—Глава Минкомсвязи недавно заявило заинтересованности государства в том, чтобы крупнейшие интернет-компании в Рунете принадлежали российским инвесторам. Считаете ли вы, что государство должно контролировать интернет бизнес?
— Сегодня с Интернетом сложилась странная ситуация. Говорят, что строгость российских законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. С Интернетом произошло обратное — отсутствие всякого законодательства компенсируется произвольно вводимыми и часто непрозрачными правилами.
Если у Рунета будут прозрачные и понятные для аудитории, компаний, инвесторов, государства нормы регулирования, он от этого только выиграет. Если к бизнесу приходят и говорят: вы не можете продать компанию — это одно дело, а если правила прописаны в публичной и равной для всех процедуре — совсем другое. Понятно, как строить работу, да и инвесторам гораздо легче будет объяснить, как у нас здесь все устроено.
— Но получается, что развитие рынка подобное регулирование все же тормозит...
— Движение электрички тоже что-то тормозит. Либо это трение колес, либо тормоза, либо буфер в конце пути. Жизнь возможна в самых разных ограничениях. Но мы в «Яндексе» не хотим, чтобы контроль над компанией переходил какими-то не прописанными способами, например, к какой-нибудь российской или иностранной группе. Нам не нравится, когда приходят и говорят: в законе, конечно, об этом ничего не сказано, но тем не менее...
— Кстати, о «российской группе». Почему так и не удалось с вами договориться бизнесмену Алишеру Усманову (совладелец фонда Digital Sky Technologies, которому принадлежат доли в Mail.ru, Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru, — BFM.ru)?
— Там была идея создания единого консорциума. Но у нас есть своя стратегия, которую мы считаем вполне выигрышной. И мы не хотим, чтобы сейчас в успешной компании «Яндекс» кардинально что-то менялось. Компания принадлежит инвестиционным фондам и менеджерам — и это отлично. В инновационной компании важно, чтобы стратегию определяли люди, которые компанию создали. Этот бизнес хорош для инвестирования, но не так хорош для слияний и поглощений. Инновационная компания — это не фабрика, механическое сложение здесь невозможно.
— Но если кто-то захочет стать инвестором «Яндекса», у него будет такая возможность?
— Мы не отказались от идеи IPO, а это та же возможность инвестировать, но на бирже.
— А от «Яндекса» стоит ожидать активности M&A?
— В прошлом году у нас было две сделки — мы купили компанию «СМИлинк» (предоставляла данные для сервиса «Яндекс.Пробки») и агентство интернет-рекламы Media Selling во главе со Львом Глейзером. В позапрошлом — тоже две: купили социальную сеть «Мой Круг» и довели свою долю в компании «Яндекс.Деньги» до 100%.
Покупка компании – это, как правило, покупка ее бизнеса. Но в Интернете не так много старт-апов с работающей бизнес-схемой, и гораздо чаще мы просто берем на работу готовые команды. Например, команду анализа фактов для Новостей, команды в сервисы «Карты», «Авто» или «Пунто».
— Если затронуть большую политику.Недавно Президент страны включил вас в свой кадровый резерв. Что это для вас значит?
— Я узнал об этом из прессы. Судя по тому, что писали, в этот список вошли потенциальные госуправленцы. Но для предпринимателя лучшая государственная служба — это выращивание собственного бизнеса. Успешный частный бизнес создает продукт и этим приносит пользу обществу, а кроме того — он создает рабочие места и платит налоги.