16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
7 февраля 2012, 21:51 Наука

«Озеро Восток было открыто в этом кабинете…»

Лента новостей

Российские полярники готовятся совершить научную сенсацию. Они то ли добурились до уникального озера Восток в Антарктиде, то ли вот-вот сделают это

Озеро Восток находится почти в центре Антарктиды, примерно в 500 километрах от побережья. Фото: nasa.gov
Озеро Восток находится почти в центре Антарктиды, примерно в 500 километрах от побережья. Фото: nasa.gov

В понедельник на лентах информагентств появились сенсационные утечки из научных кругов: сотрудникам Российской антарктической экспедиции удалось добуриться до подледного озера Восток. Официально анонимные сообщения не подтверждены до сих пор. Что, впрочем, и понятно: проникновение в реликтовое озеро, изолированное от земной атмосферы на протяжении миллионов лет 4-километровой толщей льда, станет колоссальной удачей для российской науки. Ставки высоки, особенно после череды провалов в космосе, пришедшихся на 2011, провозглашенный в России Годом космонавтики. Новый конфуз России не нужен.

Проникновение в озеро «Восток» в Антарктиде на протяжении десятилетий было одним из российских научных приоритетов, особенно в свете попыток добуриться до соседних озер со стороны американской и британской экспедиций. Гипотезу о возможном существовании водоема под антарктическим льдом еще в середине прошлого века выдвинул Андрей Капица. Глубокое бурение в районе станции Восток началось в 1970-х годах, когда еще не было понятно, что там находится один из крупнейших пресных водоемов на Земле. В 1998 году, когда до поверхности озера оставалось чуть более сотни метров, работы были приостановлены: Россия прислушалась к опасениям, что Восток может быть загрязнен применяемой при бурении смесью керосина и фреона. В 2006 Россия получила «добро» на продолжение бурения со стороны государств-партнеров по Антарктическому договору.

Об истории исследований Востока и ожиданиях ученых BFM.ru рассказал академик Владимир Котляков, заведующий отделом гляциологии Института географии.

— Было много разговоров о том, что уникальная экосистема озера Восток может пострадать из-за глубокого бурения. Говорили, что для этого нужны особо чистые технологии.

— Да, такие опасения были, в первый раз я услышал разговоры об этом в 1994 году в Риме. Когда я сообщил, что Россия собирается пробурить озеро, наши же высказали опасения. Андрей Петрович Капица поинтересовался, как будет происходить бурение. Я заверил его, что это произойдет еще нескоро и мы не допустим никакого загрязнения.

Было разработано уникальное оборудование, которое прошло международные комиссии и было признано годным для бурения. Оно гарантировало, что в воду не попадет ни капли того раствора, которым заполнена скважина. Это очень неприятная, едкая жидкость. Я был председателем комиссии Министерства природных ресурсов, которая оценивала это оборудование. Мы привлекли большое количество специалистов и вынесли решение, что оборудование безопасно.

— Распространено мнение о том, что «распечатывание» озера Восток — важный для страны проект с точки зрения научного престижа, поэтому и денег на него никогда не жалели.

— Никто не относился к исследованиям «Востока» как к имиджевому проекту, да и финансирования какого-то особого не было. Хотя, конечно, проект равносилен посадке на Марс, это последнее грандиозное открытие 20 века. Финансирование необходимо в науке, но оно не всегда первично.

Россия занимается Востоком по праву первооткрывателя. Озеро было открыто в кабинете, в котором я сейчас сижу. Тогда никто не знал, что оно существует, но предположение, что вода может быть подо льдом, было высказано моим сотрудником. Он это просчитал. Мы целиком держим приоритет озера Восток. Мы, Россия.

— То есть проект был чисто российским?

— Обработка керна шла в сотрудничестве с французами. Позже к нам присоединились американцы, сначала они возили нас туда на своей технике, а только потом мы пригласили их университеты для научных исследований. Так что на самом деле это был большой российско-французско-американский проект по исследованию керна из скважины. Бурение же было чисто советским, а потом и российским, в нем никто больше не участвовал.

— Что даст ученым исследование Востока?

— Озеро исследовано нашими российскими специалистами детально. Мы уже знаем конфигурацию озера, его глубины, физику процессов и имеем некоторое представление о том, может быть там жизнь или нет. Хотя полной уверенности нет, потому что жизнь надо увидеть. Этим занимаются не биологи, а физики. Предполагается, что в озере могут жить бактерии, которые встречаются в четырех местах на земле. Это бактерии термофильные, живущие в горячей воде. Там есть выходы горячих источников, которые могут служить средой обитания этих микроорганизмов.

Эти микроорганизмы уникальны?

— Сложно сказать. Озеро миллионы лет изолировано от внешней среды. Все может быть.

Условия для жизни в озере есть, кислород поступает непрерывно. В 4-километровой толще льда есть пузырьки с воздухом. Они опускаются вниз, и кислород высвобождается. Для жизни нужно движение воды, и оно там тоже есть. Света в озере нет, но для жизни свет не нужен.

— А еще там очень холодно, правда?

— Летом — минус 60, и это совершенно нормально, мы непрерывно работали, вручную. Зимой, когда я там был, как-то было минус 89,3. С тех пор ниже температуры на Земле нигде зафиксировано не было. Если человек готов морально и одет правильно, то ничего страшного в этом нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию