16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.24 / ₽ 8163
  • RTS1174.06
14 февраля 2012, 15:40
Спецпроект: Спецпроект МШУ Сколково

История восьмая

Лента новостей

Интервью директора по стартап-проектам бизнес-школы СКОЛКОВО Лоренса Райта

Программа SKOLKOVO Full-Time MBA отличается предпринимательским уклоном. Каким образом бизнес-школе удается достичь такого эффекта, почему студенты в процессе обучения меняют свое мировоззрение, рассказывает в интервью директор по стартап-проектам бизнес-школы СКОЛКОВО Лоренс Райт.

Лоренс Райт. Фото BFM.ru

— В СКОЛКОВО применяется метод проектной работы. Чем он отличается от методов, которые используют в других бизнес-школах?

— Проще сначала объяснить, каков стандарт и в чем отличие СКОЛКОВО от других бизнес-школ. Что такое обычная бизнес-школа? Студенты сидят на занятиях, слушают лекции и изучают case-studies. Case-studies — это некоторая бизнес-история, которая произошла десять, а может и 20 лет назад, которая весьма интересна. Все факты, которые в ней изложены, данные, графики рассказывают о том, что было в прошлом. При этом информация представлена в полном объеме. В реальном мире абсолютной полноты информации не достичь. Предположим, если у предпринимателя есть свой бизнес и он сталкивается с какой-то проблемой в реальном мире, то в таком случае абсолютно полной информации просто нет. И предпринимателю приходится принимать решения в отсутствие информации, в отсутствие данных. Этим реальный мир сильно отличается от case-studies. Поэтому мы предпочитаем использовать принцип «обучение–через–действие» (learning–by–doing) — это проектные работы. Сначала студенты проходят базовый модуль 4 месяца, потом мы их отправляем в Индию, в Китай, в Америку. Там они работают в команде с руководителями и ментором, который привносит свою экспертизу в обучение. Они получают новые знания и решают конкретные проблемы конкретных президентов и вице-президентов данной компании.

— Те стратегии, которые слушатели СКОЛКОВО разрабатывают для конкретных компаний, потом внедряются в жизнь?

— Эти стратегии действительно используются, рекомендации студентов также воплощаются в корпорациях. Это качественный продукт, за который другая компания заплатила бы хорошие деньги, если бы заказывала подобную консультацию у McKinsey или BCG. Ведь эта команда — не просто студенты. Это команда, которая уже обучена, как управлять реальными проекты.

— Почему выбраны четыре страны: Россия, Индия, Китай и США?

— Во-первых, СКОЛКОВО хоть и базируется в Москве, является школой с фокусом на развивающиеся рынки, которые фактически включают в себя и Бразилию, и Южную Африку (БРИКС). Просто времени и сил хватает не на всех, к сожалению, но студенты получают максимальное количество знаний и экспертизы, которое мы можем обеспечить за эти сроки.

Индия и Китай находятся ближе [к России] итоже быстро растут. У нас налажены отношения с Бразилией. И студенты из Бразилии у нас тоже учатся. Америка выбрана потому, что является хорошим примером развития предпринимательства, и мы взаимодействуем с учреждениями, обучающими и в Америке. Там мы выбрали быстрорастущие компании - для студентов работа в таких компаниях является хорошим опытом.

Я наблюдал, что для наших студентов MBA наиболее трансформирующий период — это те два с половиной месяца, которые они проводят в Америке. Они полностью изменяют свое мировоззрение, они открываются, они понимают, что рецепт успеха для предпринимателя заключается не только в творчестве и хорошем управлении, но и в неформальном подходе, открытости и способности воспринимать неудачи.

В Силиконовой Долине, например, они даже не называются «неудачи», это называется prevailing [преобладающий]. То есть они смотрят на неудачи с другой стороны. И если человек потерпел неудачи в своих опытах — это считается плюсом, а не минусом. Это значит, что он более опытный, у него больше шансов быть успешнее в следующий раз.

— Каким образом достигается эффект смены мышления на предпринимательское? Вы говорили, что почти половина студентов после окончания СКОЛКОВО хочет открыть свой бизнес.

— Я думаю, что они к нам приходят с таким желанием. По нашим наблюдениям, многие из студентов, которые до обучения в СКОЛКОВО считали, что пойдут работать в «Газпром» или в «Роснефть», за время обучения меняют это решение.

— Некоторые, наверное, мечтают стать чиновниками?

— Такой вариант тоже существует. Но они меняют свое решение, пока учатся. И переходят в класс предпринимателей. Также есть такие, которые считают, что станут предпринимателями, а потом понимают, что это очень большая работа, есть риски. И некоторые из них могут этого испугаться, и говорят «Нет, я буду работать в корпорации».

— Почему люди в процессе обучения меняют свой взгляд?

— Потому что это не только обучение в чисто классическом виде. Это обучение, в котором мы создаем эксперименты для студентов, мы открываем мир для них. И пытаемся дать им максимально большое число новых контактов. Все это делается для того, чтобы они видели, как живут предприниматели - успешные и не очень. И они воспринимают эту атмосферу, понимая, что это просто жизнь.

— Курс заканчивается стартап-модулем, в чем его смысл?

— На мой взгляд, стартап-модуль — самый прогрессивный модуль по развитию практических навыков предпринимателя в России. Это не просто курсы о том, что такое предпринимательство, что такое стартап. Мы преподаем бизнес-модели, то есть в СКОЛКОВО студенты получают теоретическую часть, а потом мы применяем ее на проектах, на конкретных стартапах.

И мы это делаем очень методически, сосредоточенно, чтобы студенты могли применить полученные знания на конкретной идее. Мы полностью генерируем бизнес-модель с нуля, чтобы студенты могли с уверенностью разобраться в ней, а также в продукте, который собираются производить или продавать.

— Какой стартап вам больше всего запомнился?

— «Микролайн» — очень интересный стартап-проект, который выиграл приз у наших инвесторов, он занял первое место. Фактически это микрокредитование на суммы 200–300 долларов. Эта услуга для обычного молодого человека, который работает от зарплаты до зарплаты. Уникальным является алгоритм оценки кредитоспособности на основании социальных сетей. Для принятия решения о выдаче подобного займа используются не кредитные рейтинги, а оценивается профиль потенциального заемщика в Facebook, «ВКонтакте» или другой сети
(прим. ред. — проект разработали Георгий Белоцерковский, Леван Назаров, Грант Алавердян, когда были студентами СКОЛКОВО. На момент публикации эти выпускники СКОЛКОВО являются бизнес-партнерами в проекте mili.ru)

— Вы упомянули конкурс инвесторов, в чем он заключается?

— Мы учим студентов, как правильно, как наиболее эффективно презентовать свои стартап-идеи перед реальными инвесторами. В конце нашего стартап-модуля они как раз это и делают. На этой презентации мы их оцениваем не только для того, чтобы они оценку получили, но и чтобы они действительно поняли, насколько хорошо могут защищать свои идеи перед инвесторами. По окончании презентации они получают обратную связь от инвесторов — о том, что и как у них получилось, что необходимо улучшить или изменить.

— Это реальные инвесторы, которые могли бы вложить средства в эти проекты?

— У СКОЛКОВО есть планы развивать эту тему дальше и открывать новые программы не только для студентов MBA, а для любого человека, который хотел бы научиться предпринимательству, своими руками создавать свою компанию и получить ту же самую выгоду. В связи с этим мы планируем собрать_новый посевной фонд, который мог бы давать первые 100–200 тысяч долларов для инвестиций в новые стартапы. Я думаю, что это был бы мощный толчок. Этого движения как раз не хватает нам сегодня в России. Поднимать первые деньги везде тяжело, но в России это намного тяжелее. Это одна из причин, которая останавливает развитие предпринимательства.
Да, существует много венчурных фондов. Но венчурные фонды — это более серьезный этап, здесь суммы побольше — многие просто не готовы инвестировать маленькие суммы. Я считаю, что мы можем в этом помочь.

— Каковы планы по развитию программ СКОЛКОВО в обозримом будущем?

— Эту программу я считаю довольно хорошей. Конечно, ее всегда можно улучшить, и мы это будем делать. Мне очень важно, чтобы мы запустили продукт, который будет доступен всем, не только студентам MBA, но и тем, кто просто хочет получить менторство, связи, доступ к деньгам и очень хороший обучающий модуль. Я надеюсь, в ближайшее время мы сможем объявить о запуске таких новых модульных продуктов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию