16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.98 / ₽ 8208
  • RTS1163.50
14 апреля 2012, 10:15 ОбществоПроисшествияКонфликты
Спецпроект: Месяц Англии

«Титаник»: сто лет одиночества

Лента новостей

Сто лет назад столкновение «Титаника» с айсбергом стоило жизни 1513 человек. Капитан Смит, отдавший приказ спасать «сначала женщин и детей», с мостика не ушел. Не умолкла музыка корабельного оркестра под управлением 33-летнего Уоллеса Хартли

Фото: AP
Фото: AP

Трагедия «Титаника», затонувшего после столкновения с айсбергом, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, преподнесла много уроков. Но современники и потомки усвоили только те из них, которые не противоречат их внутренней сути: герои — уроки мужества, слабые — уроки выживания любой ценой.

Недавно в Великобритании была обнаружена скрипка, которая, предположительно, принадлежала руководителю корабельного оркестра «Титаника» Уоллесу Хартли. По одной из версий, когда спасатели достали из воды тело Хартли, они увидели привязанную к его груди скрипку с пронзительной надписью: «Уоллесу по случаю нашей помолвки. Мария». Именно на этой скрипке Хартли играл во время последнего концерта на «Титанике», который продолжался во время крушения. Музыка была его «капитанским мостиком».

Фото: AP

На борту считавшегося непотопляемым лайнера был глава компании-судовладельца White Star Line Брюс Исмей. Еще на берегу он — из соображений экономии — отказался от 48 спасательных шлюпок (хотя формально Исмей не нарушил нормы, согласно которым число спасательных шлюпок рассчитывалось по водоизмещению судна, а не по количеству пассажиров). Когда произошло столкновение, он лучше других знал, что 1500 пассажирам «Титаника» не найдется места в лодках. Невзирая на приказ капитана «Титаника» Смита спасать «сначала женщин и детей», Брюс Исмей оказался в спасательной шлюпке. Его подобрало судно «Карпатия», с борта которого Исмей телеграфировал в нью-йоркский офис White Star Line: «Титаник» этим утром утонул.

Участь утонувшего корабля разделил пассажир первого класса американец Бенджамин Гуггенхайм, который при желании мог воспользоваться спасательной шлюпкой, но уступил свое место другим.

Капитана Смита разбудили сразу после столкновения, в 23 часа 40 минут. Через 10 минут он, его старший помощник Уайлд и строитель судна Эндрюс осмотрели повреждения. Эндрюс вынес приговор: «Капитан, «Титаник» обречён, и ему никто не поможет! Даже сам Господь Бог».

Радист лайнера Филиппс по приказанию капитана в 0 часов 5 минут начал подавать принятый в то время международный сигнал бедствия. «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты: 41,46 норд, 50,14 вест». В 1 час 50 минут «Титаник» дал последнюю радиограмму. В 2 часа 20 минут вода сомкнулась над лайнером.
В последний раз Смита видели живым на капитанском мостике идущего ко дну «Титаника».

Из находившихся на «Титанике» 2224 человек спаслось всего 711.

По данным британского отчета. Иллюстрация: BFM.ru

Почти столетие спустя (в ночь с 13 на 14 января 2012 года) близ острова Джилио в Средиземном море произошла катастрофа круизного судна Costa Concordia, на борту которого находилось 4200 человек. Погибли 30 человек, не менее 67 человек получили ранения, а двое (по состоянию на 23 марта) числятся пропавшими без вести.

Капитан судна Франческо Скеттино, потомственный моряк, покинул судно за сутки до того, как завершилась эвакуация. «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там», — приводят объяснения Скеттино итальянские СМИ.

Он не подчинился приказу командира центра береговой охраны адмирала Грегорио де Фалько вернуться на борт судна, сославшись на позднее время. Кроме того, Скеттино не подал сигнал бедствия после того, как корабль сел на мель. Эвакуацию пассажиров он начал с часовым опозданием. 17 января Скеттино перевели из тюрьмы Гроссето под домашний арест, а 10 апреля Кассационный суд Италии оставил в силе это решение.

Судьбы хитросплетенья

Среди спасенных с Costa Concordia оказалась внучка выжившей пассажирки «Титаника» Валентина Капуано. «Я как будто заново переживала ту историю, которую рассказывали мне в детстве [на борту «Титаника» находились бабушка Валентины и ее 25-летний брат, надеявшийся начать в Америке новую жизнь, его спасти не удалось], это было ужасно, я была в шоке. Я все еще потрясена, когда я думаю, через что мне пришлось пройти», — цитировала ее итальянская газета La Reppublica.

Испытать судьбу решили Джейн и Фрэнк Аллены, которые решили пройти маршрутом «Титаника» на борту круизного лайнера Balmoral, которое вышло к месту трагедии 8 апреля из британского порта Саутгемптон. Двоюродная бабушка Джейн Аллен, Эдит (которой тогда было 22 года) и ее двоюродный дедушка Томас были на «Титанике». Для 29-летнего Томаса, который проводил на лайнере свой медовый месяц, это путешествие закончилось трагически. «Не думаю, что нынешний круиз — такая уж жуткая идея, — говорит Джейн. — Но все-таки до сих пор трудно поверить в случившееся в ту роковую ночь».

В этом году трагическая история «Титаника» вызывает особенный интерес. Пополняется и список виновных в катастрофе. Так, неожиданно для всех, в нем появилось имя Уинстона Черчилля, который в начале прошлого века занимал пост министра торговли и промышленности, а на момент гибели «Титаника» был Первым лордом Адмиралтейства и отвечал за безопасность эксплуатации судна.

Легендарного премьер-министра Великобритании времен Второй мировой обвиняет в гибели лайнера криминальный британский репортер Роберт Стрэндж (Robert Strange), сообщила в марте газета Sun. «От исполнения важнейших обязанностей по обеспечению безопасности [«Титаника»] Черчилля недопустимым образом отвлекали его политические амбиции, — пишет Стрэндж в своей книге, — оскорбленное самолюбие и ухаживания за будущей женой Клементиной».

Впрочем, Стрэндж также считает ответственными за катастрофу руководителя строительства лайнера лорда Уильяма Пирри и американского банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана, который в 1912 году контролировал White Star Line.

Круиз памяти

Между тем, на пути к цели Balmoral уже пришлось столкнуться с препятствиями. На его борту — 1309 пассажиров из 28 стран, которые заплатили за круиз от 3 до 13 тысяч долларов. Одним из условий путешествия является исторический антураж: костюмы начала прошлого века, меню, как на легендарном лайнере.

Пассажиров первого класса во время последнего обеда потчевали филе камбалы, несколькими сортами сыра, анчоусами, бараниной гриль, разнообразными десертами. Всего в меню — 40 блюд.

Меню «Титаника». Фото: AP

Меню последнего обеда на «Титанике» сохранено семьей банкира Вашингтона Доджа. Супруги Доджи путешествовали на лайнере вместе со своим сыном, им удалось спастись на одной из шлюпок. А ресторанная карта оказалась в сумочке миссис Рут Додж. Артефакт с «Титаника» был продан на аукционе Henry Aldridge & Son 1 апреля этого года за 120 тысяч долларов.

Ажиотаж у коллекционеров также вызвали ключи, которыми член экипажа «Титаника» Самуэль Хемминг открывал каюту, где хранились фонари для спасательных шлюпок. Их купил неизвестный за 115, 5 тысячи долларов.

На круизном лайнере Balmoral вся утварь, каюты и обстановка обустроены по примеру утонувшего «Титаника». А в ночь на 15 апреля, ровно в 2:29, на Balmoral должен состояться молебен, на воду спустят венки. По замыслу, в это время судно должно дойти до места крушения «Титаника». Но эти планы могут и не реализоваться.

Участники круиза памяти одеты в костюмы начала прошлого века. Фото: AP

Как отмечает Daily Mail, практически сразу после выхода Balmoral из Саутгемптона на море разыгрался сильный шторм, высота волн достигала 9 метров. Во вторник, 10 апреля, на борту из соображений безопасности была отменена развлекательная программа.

Как стало известно 11 апреля, Balmoral вернулся к берегам Ирландии после выхода из порта Коб. Одному из пассажиров, 56-летнему Тимоти Рексу, оператору канала BBC, снимавшему документальный фильм о мемориальном круизе, стало плохо с сердцем. Для его срочной госпитализации был вызван медицинский вертолет. Чтобы обеспечить безопасный подход вертолета, судно должно было выйти из зоны штормового ветра — с этой целью был несколько изменен маршрут.

Во вторник, 10 апреля, от 88-го пирса манхэттенского порта к месту крушения «Титаника» вышло еще одно круизное судно — Azamara Journey. Билеты на этот круиз продавались с 70-процентной скидкой, сообщает РИА «Новости», поэтому многие пассажиры «выглядят типичными американскими джинсовыми разночинцами».

«Я здесь потому, что билет выглядел довольно доступным, и потому, что меня привлекает очарование смерти, которое связано с образом «Титаника», приводит РИА «Новости» слова Тэрила, приехавшего из Массачусетса.

«Очарование смерти», связанное с образом «Титаника» привлекает не только туристов, но и бизнесменов, делающих деньги на бренде. Они жестко конкурируют между собой, а некоторые споры приходилось решать в суде.

Нью-йоркская фирма RMS Titanic в 1997 году получила эксклюзивное право на подъем предметов с затонувшего лайнера и его фотосъемку. Весной 1998 года британская турфирма Deep Ocean Expeditions решила организовать тур к месту гибели «Титаника» с погружением на 3- метровую глубину на российских батискафах «Мир-1» и «Мир-2» (тогда билеты стоили 32 500 долларов), но не спросила разрешения у RMS Titanic.

Фото: AP

В результате дело дошло до суда, и Федеральный окружной судья в Норфолке (США, Вирджиния) запретил туристам приближаться к останкам лайнера и фотографировать их. Только через год Верховный суд США лишил американскую компанию RMS Titanic эксклюзивного права на использование обломков затонувшего лайнера.

Хотя братская могила полутора тысяч человек вряд ли может претендовать на звание туристической Мекки.


Более 540 человек из полутора тысяч погибших на «Титанике» были родом из английского Саутгэмптона, откуда лайнер отправился в свое последнее плавание

«Каждый год 15 апреля в 2.20 утра в маленьком приходе Аддергул (Addergoole) на западном побережье Ирландии звонит колокол. Под его звон местные жители собираются в церкви, чтобы вспомнить ту ночь, которая навсегда изменила жизнь в их приходе, — пишет The Guardian. — Крушение «Титаника» унесло жизни 11 жителей одного из приходов в графстве Мейо в Ирландии».

В 1912 году в приходе насчитывалось всего несколько сотен жителей, 14 из них были на борту «Титаника». Выжили только трое. В одной из крупнейших катастроф в истории приход понес самые большие потери.

Сейчас, когда со дня крушения прошло сто лет, местные жители говорят, что всегда ощущают связь с теми, кто отправился в путь на «Титанике», и навсегда осталось острое чувство потери.

«Я знаю, что с «Титаником» связано много трагических историй, но наша особенно горькая, ведь она коснулась стольких семей здесь, — говорит Мэри Роуленд из Общества памяти жертв крушения «Титаника». — Поэтому мы их не забываем и никогда не забудем».

Из тех, кто отправился в путешествие из южного порта в графстве Корк, самому старшему было 42 года, самому молодому — 17 лет. Некоторые из них уже бывали в Америке, все были знакомы между собой. Все 14 плыли в третьем классе, заплатив за билет в один конец около семи фунтов 15 шиллингов.

Среди них была Мэри Манган 32 лет. Она возвращалась в Чикаго вместе с женихом, за которого собиралась выйти замуж летом 1912 года. Манган приезжала в Аддергул навестить свою больную мать и сообщить о помолвке.

Спустя несколько недель после катастрофы спасатели, нанятые компанией White Star Line, обнаружили ее тело и по какой-то причине похоронили его в море. Кольцо с бриллиантом, которым она так гордилась, в семью не вернулось, зато пришла посылка с золотыми часами и еще несколькими ее вещами. Их по-прежнему хранят потомки.

Многие фермерские семьи в этих краях имеют родственные связи с жертвами «Титаника». Среди них Бриди Сайрон, чья тетя Мэри Канаван погибла в катастрофе лайнера. В семье говорить об этом не любят, но остро переживают утрату. Мэри Канаван шел 22-ой год, когда она отправилась в Америку. После катастрофы ее семья сначала не нашла ее в списках погибших, фамилия была записана неправильно: «Конканнон». Через несколько дней им сообщили об ошибке.

«Моя тетя должна была плыть к своему брату в Калифорнию на следующий год, но когда из Аддергула собралась целая компания, она тоже захотела поехать на год раньше, чем планировала. И вот как получилось. Мой дядя Ричард рассказывал мне, как накануне ее отъезда все приходили к нам, чтобы попрощаться с ней, всем было жаль, что она уплывает, но и радостно за нее. Никто не мог поверить, когда сообщили, что она погибла».

Одной из выживших была жительница прихода Энни Макгоуэн, она плыла на «Титанике» вместе с тетей Кэтрин, которую спасти не удалось. Младшей Макгоуэн было 17 лет, после крушения она оказалась в Нью-Йорке одна и без средств к существованию. Ей помог «Красный Крест», она нашла жилье и работу, о трагедии потом говорила редко, вспоминают ее родные.

Только в 1984 году, когда ей было уже 90 лет, она в первый раз в интервью для газеты рассказала своей правнучке-журналистке о страшных событиях. Ее подруга Бриджет Донахью 22-х лет погибла. Она работала в магазине на центральной улице, чтобы скопить на билет до Нового света. Перед отъездом она спросила у шестилетней дочери хозяина магазина, что ей привезти из Америки. Девочка попросила колечко. Бриджет смерила ее палец ниткой и пообещала прислать кольцо из Чикаго.

The Guardian перечисляет имена всех погибших на «Титанике» жителей Аддергула: Джон Бурк (42 лет), Кэтрин Бурк (32), Мэри Бурк (40 лет), Нора Флеминг (24 года), Джеймс Флинн (28), Делия Махон (20), Пэт Кэнаван (21) и Кэтрин Макгоуэн (42).

Выжили после крушения Энни Кейт Келли, которой было на тот момент 20 лет, и Делия Макдермот. Дэвид Донахью, который каждый год принимает участие в поминовении, говорит, что ушедшие были бы рады, что о них думают и молятся спустя столько лет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию