— Михаил, расскажите, как появилась идея проекта?
— В 2006 году мы с Михаилом Уколовым (владельцем Ютинет — одного из крупнейших на данный момент ecommerce-проектов в России) искали подходящий софт для организации совместной работы в Ютинете. Подходящего решения не нашлось, а сам процесс поисков и проведенный анализ рынка показал, что в России просто нет продуктов для организации совместной работы — полноценных ССС-сервисов (Content, Communications, Collaboration).
Так и появилась идея разработать собственный продукт для организации проектной деятельности и совместной работы внутри компаний малого и среднего бизнеса, заточенный под российский менталитет и реалии ведения бизнеса.
Поскольку мы планировали сделать действительно массовый продукт, а не очередное громоздкое коробочное решение/корпоративный портал, нуждающийся в долгой доработке и внедрении клиентом, было принято решение использовать SaaS-модель (SoftwareasaService — ПО в аренду) и делать Мегаплан настоящим облачным сервисом. В 2008 году мы запустили Мегаплан и стали, по сути, одними из первопроходцев российского SaaS-рынка.
— Какие шаги были предприняты для того, чтобы идея превратилась в работающий сервис?
— Идея сама по себе мало что значит, важно довести ее до реализации. Мы вложили собственные средства, собрали команду квалифицированных сотрудников, обратились в Студию Лебедева для проектирования интерфейсов — и в 2008 году выпустили первый продукт Мегаплана на рынок.
— В конце марта вы объявили о сделке с 1С, по итогам которой компания 1С приобрела 51% Мегаплана. Как удалось добиться такого впечатляющего результата?
— Рецепт может быть только один — надо делать качественный интересный продукт, востребованный пользователем. Иначе никак.
На самом деле, это уже второй раунд привлечения инвестиций в компанию. Интерес крупных компаний к облачным сервисам очевиден, и на наших глазах происходит настоящая революция на рынке инструментов для автоматизации малого и среднего бизнеса. Поскольку Мегаплан был один из первопроходцев в этой области, то интерес со стороны инвесторов вполне закономерен.
Если говорить о сделке с 1С, то это был практически идеальный для нас вариант. Помимо прямых инвестиций, которые мы направим на развитие и продвижение наших продуктов, мы получаем старшего партнера, обладающего уникальным опытом и экспертизой на российском рынке делового ПО. А кроме этого, продукты Мегаплана и 1С обладают серьезным синергетическим потенциалом — от тесной интеграции выиграют все, и, в первую очередь, конечные пользователи.
— Каких показателей удалось достичь за время работы, что представляет собой Мегаплан в 2012 году?
— Мы очень быстро растем. В Мегаплане сейчас работает 80 человек, в 2011 году мы также открыли представительства на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Была запущена линейка CRM-продуктов для учета клиентов и автоматизации продаж, бесплатные продукты для небольших компаний.
Сейчас Мегапланом пользуются более 12000 компаний с суммарным штатом сильно за сто тысяч человек, которые создали в системе более двух миллионов задач.
2011 год был для нас весьма удачным:
- Общая выручка компании выросла в 4 раза по сравнению с 2010 годом;
- За 2011 год было реализовано более 7500 заказов на оплату. Размер клиентской базы (активные платные клиенты) увеличился более чем в 2,5 раза до показателя 2400 клиентов. Объем клиентской базы по бесплатным продуктам составил 9600 компаний;
- Количество уникальных посетителей сайта www.megaplan.ru составило 920000 человек за 2011 год.
В 2012 году мы планируем увеличить суммарную выручку компании в 6 раз.
— Кто ваши основные конкуренты и в чем ваше основное отличие от них?
— Мегаплан — это простой сервис для управления процессами. Наша целевая аудитория — малый и средний бизнес.
С точки зрения решений для коллаборации (ведение проектов и задач, организация совместной работы) у нас практически нет серьезных конкурентов. По сути, мы сами сформировали эту нишу в России. Конечно, мы внимательно изучаем ход развития и ключевых игроков на западном рынке (например, можно выделить продукты Basecamp), но в России и СНГ эти решения имеют пока невысокий уровень проникновения.
Что касается CRM-рынка, то здесь идет более острая конкурентная борьба. Среди наших потенциальных конкурентов я могу назвать продукты HighRise, SalesForce, Террасофт, а так же ряд других.
Клиенты часто сравнивают Мегаплан с тяжелыми промышленными «коробками», громоздкими корпоративными порталами, которые требуют долго периода внедрения, доработки, развертывания на собственных серверах клиента. Почти всегда в подобных сравнениях наш продукт оказывается более удобным, легким и быстрым с точки зрения старта использования.
Исключение оставляют очень крупные компании по специфическими процессами, которым действительно нужны тяжелые промышленные решения от таких вендоров как Microsoft, SAP, Oracle. Это другой рынок, и мы не планируем конкурировать с такими продуктами. Мегаплан останется массовым и легким для внедрения продуктом.
Наши основные преимущества — это удобный и простой интерфейс, разработанный специально для клиентов из России и стран СНГ, SaaS-модель реализации продуктов, быстрое развитие и доработка сервисов с учетом пожеланий наших клиентов.
— Много ли компаний «не доверяют» данные российским SaaS-сервисам, боясь утечки информации?
— Мы сталкиваемся с подобного рода опасениями, но обычно можем убедить клиента в безопасности данных, хранящихся у нас. Защита данных является для нас профильным и ключевым направлением деятельности, поэтому клиентские данные будут защищены в гораздо большей степени, если сравнивать с вариантом размещения системы на собственных серверах клиента, для которого эта деятельность является совершенно не профильной.
Мы прикладываем значительные усилия в продвижение самой идеологии облачных сервисов, и это дает свои плоды — уровень доверия пользователей к SaaS-сервисам неуклонно повышается.
— Как вы планируете развивать сервис и компанию в ближайшие пару лет?
— Наша задача — наиболее полный охват всех сфер деятельности, нуждающихся в автоматизации на сегменте СМБ. В ближайшее время основной упор развития Мегаплана будет сделан на развитие CRM-направления, управления продажами. При этом мы постоянно дорабатываем и развиваем уже существующий функционал наших продуктов.