16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.72 / ₽ 8159
  • RTS1167.85
24 апреля 2012, 18:13

К осени ставки снизятся и по кредитам, и по депозитам

Лента новостей

Интервью со старшим вице-президентом «Инвестбанка» Дмитрием Халенёвым

Халенев Дмитрий Георгиевич, старший вице-президент, руководитель корпоративного блока АКБ «Инвестбанк». Фото предоставлено пресс-службой АКБ «Инвестбанк»
Халенев Дмитрий Георгиевич, старший вице-президент, руководитель корпоративного блока АКБ «Инвестбанк». Фото предоставлено пресс-службой АКБ «Инвестбанк»

Нестабильность на мировых рынках может обернуться выгодой для малого и среднего бизнеса в России. Банкиры ожидают снижения ставок по кредитам уже к концу лета и обещают интересные предложения для корпоративных клиентов. Какие предложения ждут бизнес и почему банки не боятся новой волны кризиса, — об этом в интервью Business FM рассказал старший вице-президент АКБ «Инвестбанк» Дмитрий Халенёв.

— Как именно реагирует «Инвестбанк» на изменение ситуации на финансовых рынках — на нашем, международных?

— «Инвестбанк», как и любой крупный коммерческий банк, очень активно эту ситуацию отслеживает и мониторит. В рамках действующей клиентской базы у нас есть определенные приоритеты — это работа с юридическими лицами. И мы очень активно реагируем на какие-то изменения по рынку, особенно с точки зрения новых требований клиентов. Те изменения, которые происходят, в первую очередь касаются либо депозитной, либо кредитной политики любого банка. В этих вопросах происходят реакции на реальную ситуацию с ликвидностью и реальную ситуацию со стоимостью ресурсов на рынке. «Инвестбанк» на достаточно регулярной основе — раз в месяц в кризисные моменты и раз в квартал в относительно спокойное время — мониторит рынок и соответствующим образом корректируют свои ставки привлечения и размещения.

— Как себя сейчас чувствует «Инвестбанк», каковы основные текущие показатели деятельности, каковы планы?

— «Инвестбанк» по активам уверенно показывает динамику роста, на сегодня это порядка 48 млрд рублей. С точки зрения динамики развития банк находится, как говорится, в рынке. По направлениям, связанным с активизацией процессов кредитования, банк в прошлом году показал рост где-то на уровне 17–18%, по некоторым параметрам — чуть выше рынка. Возглавляя корпоративный блок в банке, занимаясь активными продажами юридическим лицам, могу подтвердить, что в рамках стратегии, которую мы определили на ближайшие несколько лет и бюджета на этот год, мы рассчитываем на 25-процентный рост портфеля в рамках предоставления кредитов юридическим лицам и малому бизнесу. Стратегия продаж в рамках корпоративного сегмента на этот год для нас будет строиться на трех основных составляющих. Первая — это кредитование. В первую очередь, безусловно, в рамках малого и среднего бизнеса. Мы разработали и внедрили несколько новых продуктов. Наша ставка сегодня достаточно конкурентна.

Второе — это пакетные предложения и комплексный подход к расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц. Здесь мы планируем запустить несколько акций, в том числе по бесплатному открытию и льготному периоду, связанному с бесплатным обслуживанием счетов юридических лиц.

Третье — это депозитная политика, здесь мы достаточно гибко будем подходить к формированию новых депозитов. Речь идет о появлении нескольких обновленных продуктов: депозит с достаточно свободным графиком снятия и пополнения и депозит с фиксированным сроком размещения ресурсов с возможностью выплаты процентов вперед.

— Что будет со ставками для юридических и физических лиц?

— С моей точки зрения, ставки по кредитам и депозитам будут снижаться. Причем первая тенденция, я думаю, проявится уже летом. Скорее всего, это затронет юридических лиц с учетом того, что этот рынок менее волатильный и более подвержен срокам размещения и привлечения ресурсов. Мой прогноз: к осени мы увидим среднее — на полтора-два процентных пункта — снижение ставок по рынку, причем как привлечения, так и размещения.

— Есть ли вероятность, что российский банковский сектор и российская экономика в целом смогут обойти неспокойную ситуацию, которая сложилась в мировой финансовой системе?

— Если касаться ситуации волн и кризиса, то кризис, начавшись в 2008 году, по большому счету и не заканчивался, он просто перешел в другую стадию — стагнации. Мы это видим, например, по определенным показателям, связанным с замедлением роста и мировой экономики, и основных мировых держав. С противоположной стороны, если брать страны БРИК, в которые входит Россия, то здесь достаточно позитивная динамика. В прошлом году рост по России составил чуть более 5%, в этом году, правда, прогноз менее оптимистичен, но он все равно чуть выше рынка. Поэтому дальнейших ухудшений ситуации, если переходить в плоскость банковского сектора, скорее всего, в России происходить в текущем году не будет. Возможно, ближе к осени начнется определенный отскок, связанный с тем, что рынок достаточно сильно будет затоварен ликвидностью, в первую очередь с точки зрения длинных ресурсов. Скорее всего, ставки привлечения и размещения будут снижаться, что, как следствие, приведет к усилению конкуренции и на определенном этапе к снижению маржинальной доходности. Но при этом стабильность российского рынка на текущий год у меня больших сомнений не вызывает.

— Предполагает ли ситуация на рынке, что освободились или наметились какие-то рыночные ниши для корпоративных продуктов, которых раньше не было. Может быть, есть что-то такое, чего действительно не хватает, что готов предложить своим клиентам «Инвестбанк»?

— Я в банковской сфере уже 18 лет, и все это время занимаюсь именно работой с юридическими лицами. Поэтому с уверенностью могу сказать, что велосипед здесь изобрести достаточно сложно. Есть модификации ряда продуктов. В частности, если говорить о депозитной политике, то здесь банки стали достаточно гибко подходить к тарифной сетке для данных продуктов. Речь идет именно о достаточно гибких депозитных продуктов, с точки зрения и снятия, и пополнения, фиксации минимальных сроков размещения, начисления процентов на неснижаемый остаток. Некоторые банки даже начали предлагать такую услугу по депозитам, как проценты вперед для юридических лиц, что является определенным ноу-хау с учетом того, что этот продукт, скорее, в большей степени активно работает по привлечению средств физических лиц.

— Если вернуться к вопросу нестабильности мировых рынков и возможных последствиях для российской финансовой системы, могут ли российские банки принять какие-то превентивные меры, чтобы подготовить клиентов и обезопасить себя?

— Начать хотелось бы с философского изречения, что кризис — в головах. Мировая тенденция, которая напрямую затронула Россию 2008 году, никуда не ушла. Мы, по факту, живем в определенном состоянии кризиса. Все макроэкономические показатели — и мировые, и по российской экономике — прямо или косвенно об этом свидетельствуют. Но при этом рост ВВП в России в прошлом году был более 5%, даже тенденции этого года в любом случае будут опережать европейский рост. И мне видится, что это не вторая или третья волна кризиса, это некая рябь, которая сегодня осталась после той самой волны 2008 года. В данной ситуации очень многое зависит от того, насколько конкретно взятая страна или организация в своей стратегии развития и своей ситуации к этому готовы. Я совершенно четко могу сказать, что российская банковская система в текущий момент готова, причем с большим запасом. Ситуация с ликвидностью в этом году выглядит более чем стабильно. И второе — это то, что ресурсы, уровень доверия и предпринимательской среды к банкам, и населения к банкам никоим образом не снижаются, а динамика подтверждает, что этот уровень только возрастает относительно 2008 года. Поэтому я не являюсь сторонником теории второй волны, уверен, что к концу этого года ситуация еще более стабилизируется.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию