16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
21 июня 2012, 14:31

Президент МТС о перспективах 4G в России: задрав штаны не надо бежать за комсомолом

Лента новостей

О ближайших перспективах развития 4G в России в интервью Business FM на ПМЭФ–2012 рассказал президент компании МТС Андрей Дубовсков

Международный экономический форум в Санкт-Петербурге входит в активную фазу. В студию Business FM на форуме продолжают приходить гости. О ближайших перспективах развития 4G в России в интервью Business FM рассказал президент компании МТС Андрей Дубовсков.

Business FM: Второй год, третий, как на форуме в Петербурге мы с руководителями наших крупнейших телекоммуникационных компаний обсуждаем тему 4G. Мы прекрасно знаем, широко об этом говорили, как была создана конструкция с участием четырех игроков для совместного создания инфраструктуры под 4G. Мы знаем, что какое-то очень локальное применение «Мегафон» уже в Москве внедряет. Но не так просто обнаружить 4G в Москве. Вы можете рассказать, происходит ли что-то, есть ли какие-то решения или пока все застыло в той же точке старта?

Дубовсков: Я бы не согласился с вами, когда вы обозначили, что ничего не происходит. Конечно же, происходит. С точки зрения инфраструктуры, у всех игроков, упомянутых вами, есть своя собственная инфраструктура, причем, степень ее развития настолько высока, что она в очень небольшом объеме требует каких-то дополнительных вложений, какого-то дополнительного развития.

Business FM: А тогда из-за чего был весь сыр-бор, зачем новые частоты?

Дубовсков: Инфраструктура - это более глобальное выражение. Частоты - это комплементарная часть, если можно так сказать.

Business FM: Но под 4G говорили, что нужны частоты, которых не хватает.

Дубовсков: Да, конечно. Идея была как раз в том, чтобы не просто объединится инфраструктурой технологической, физически –волоконно-оптические линии связи, мачты, вышки и прочее, но и совместно использовать такой дефицитный государственный ресурс, как частотный спектр. Так вот, отвечая на ваш вопрос, по первой части, в общем-то, у всех операторов собственная инфраструктура по большому счету уже создана, потому что каждое следующее поколение развития мобильной связи комплементарно предыдущему. И в общем-то, все операторы, например, когда строили сотовые сети третьего поколения базовые станции у них были, программным способом сделав небольшие механические доработки в устройствах, антеннах, можно было весьма безболезненно и за небольшие средства добавить...

Business FM: Довести до 4G. Но вопрос в частотах, да?

Дубовсков: Вопрос, в основном бы в частотах. Этот вопрос до сих пор решается, он и частично закрыт. Некоторые наши коллеги-конкуренты по рынку пошли по пути создания мобильного оператора на базе существующей другого оператора, на его частотном диапазоне. Мы пока в процессе рассмотрения этого вопроса. Котел бурлит, огонь под котлом горит, борщ пока еще не сварился.

Business FM: Там основной вопрос был в том, сколько нужно потратить денег на расчистку вот этих самых частот. И как я понимаю, за год ясность не появилась. И стоит ли это тех денег на данном этапе?

Дубовсков: Цифры всегда везде назывались разные. Я воздержусь от обозначения конкретного диапазона цифрового, но теперь нельзя сказать, что это самый главный вопрос. Это весьма значимый вопрос, но, все-таки, часть общего вопроса.

Business FM: Какой вопрос может быть главнее, чем сумма денег, которую надо в это инвестировать?

Дубовсков: Расчистка частот, конечно, очень важный вопрос, но основной вопрос, основной вызов, который сейчас стоит перед потенциальными операторами сетей четвертого поколения - это вопрос бизнеса. Да?

Business FM: То есть вопрос, зачем.

Дубовсков: Если рынок, да, заработаем ли мы на этом, готов ли потребитель за это платить.

Business FM: Наш потребитель, он очень продвинутый, во всяком случае в Москве, и устройства 4G, как минимум от компании Apple уже пользуются, по крайней мере, в определенном кругу, большим спросом. Они еще не продаются, но люди везут их из Америки, они хотят это иметь. Не возникнет ли ситуация, что спрос возникнет раньше, чем предложение? С развитием 4G не отстанем ли мы?

Дубовсков: Надо подумать, с какого боку ухватиться хотя бы на его часть.

Business FM: Устройства 4G уже существует, они уже в каком-то количестве поставляются в Россию. Почему вы думаете, что спроса на 4G не будет, что он не будет как бы возвращать деньги?

Дубовсков: Я не думаю, что спроса не будет, спрос будет, но в ближайшей перспективе относительно ограниченный, и причем не только экономически, но и географически. Наверное, речь может идти о крупнейших городах - Москве, Санкт-Петербурге. Устройство устройству рознь. В частности, последняя продукция всем известной яблочной компании не поддерживает тот четвертый диапазон, в котором мы собираемся действовать. Та же самая песня и во многих других странах, в том числе и экономически развитых, поэтому очень большое количество вопросов внутри самой этой темы.

Business FM: Мы не отстанем? Вот пока мы решаем вопросы с частотами, весь рынок уйдет уже вперед? Мы не окажемся позади?

Дубовсков: Вы знаете, эта теория, что, задрав штаны надо бежать за комсомолом, она ущербна по своей сути.

Business FM: То есть отстанем, да?

Дубовсков: Нет, не отстанем. Наоборот, мы не предполагаем, а со всех сторон слышатся нарекания, то на качество связи, то на обрыв, то на покрытие. Зачастую, мне кажется, что мы такой большой отряд унтер-офицерских вдов, которые идут, и секут сами себя. Между тем, не знаю, прилетите в Хитроу, поедите в какую-нибудь сторону, я вас уверяю, за ближайший час, пока вы будете ехать от этого замечательного аэропорта, вы там три раза получите обрыв связи, 48 километров проедите вообще без связи. А потом возьмите тот же самый iPad, и проверьте, допустим, от Белорусского вокзала до «Шереметьево», и в сети 3G МТС попробуйте посмотреть потоковое видео, тот же самый YouTube, и вы увидите, что вы можете без перерыва это делать. Я что-то не слышал, чтобы Борис Джонсон имел претензии к какому-либо оператору за то, что у него что-то не то. Просто давно уже пора понять, что для любого оператора, и для нас в том числе, обрыв связи или отсутствие покрытия - это гораздо более сильный раздражитель, это гигантская проблема для нас самих, основанная на том, что мы понимаем, что раз мы услугу абоненту не оказали, значит, мы не дозаработали денег, значит, мы свои инвестиции не дооправдали. И нам, в этом смысле, дополнительного пинка что-то сделать, не надо, он только внесет сумятицу, убьет экономический мотив, и не добавит ничего в социальной жизни.

Business FM: В этом году произошло такое революционное событие, очень долго операторы «большой тройки» объясняли, что высокие очень расценки в роуминге вообще зависят не от них, а от европейских партнеров, которые на России «отрываются», поскольку датируют себя внутри Евросоюза. И, вдруг, это произошло. Как это получилось, что цены в роуминге удалось снизить? Что случилось? И можно ли их снижать дальше?

Дубовсков: Объяснение, которые вы привели сейчас, оно было далеко не единственным, хотя, и весьма значимым и сильным.

Business FM: Его давали в том числе, ваши предшественники.

Дубовсков: Конечно, я же говорю, что оно было далеко не единственным, но весьма значимым и сильным. Что касается снижения цен, это просто снижение маржинальности, доходов, это просто субсидирование с нашей стороны. И тут надо понимать, что где-то, на каком-то направлении мы субсидируем наших абонентов, и зарабатываем на них меньше, чем платим этому оператору, на каком-то направлении заработок более высок.
Business FM: А на каком направлении, за счет чего субсидируете?
Дубовсков: За счет других направлений такие ситуации бывают, за счет нашей внутренней прибыли. Это не основополагающий аргумент при объяснении такой сложившийся ситуации, но такой же комплементарный, как, например, и высокие расценки на роуминг внутри Евросоюза.

Business FM: Следующая тема, она имеет уже отношение к бизнесу, которое во вне и вокруг существует Телекома. Развитие мобильной связи, смартфоны, открывают огромное пространство для создания мобильного контента, поскольку уже не голосовая связь фактически становится главным материалом, который передается с помощью сотовой связи. Расскажите, какие возможности существуют для инновационного малого бизнеса, для того, чтобы воспользоваться, например, инфраструктурой МТС, и предлагать пользователям те или иные продукты.

Дубовсков: Благодарю вас за вопрос, он очень в правильном направлении задан. Мы уже давно перестали быть просто сотовым оператором, который предоставляет услугу голосовой связи для огромного количества абонентов, десятков и сотен миллионов. Мы уже давно стали большим, конвергентным, сложно интегрированным телекоммуникационным игроком, который как магнит, как звезда притягивает к себе все виды, все типы бизнеса.

Business FM: Или иначе, отображаться в смартфоне. Потребляться с помощью смартфона.

Дубовсков: Если хотите, можно говорить и о смартфонах. Это, в первую очередь, финансовые услуги, это всевозможные сервисы, контент, это телевидение, это радио, если хотите.

Business FM: Какие базовые условия, чтобы попасть в сеть МТС?

Дубовсков: Смотря для кого. Например, если к нам приходит партнер потенциальный, говорит, что у нас есть такой-то сервис, пожалуйста, у нас есть открытые тендерные, конкурсные процедуры, есть много партнеров, кто хотел бы воспользоваться нашей огромной абонентской базой для того, чтобы зарабатывать, для того, чтобы давать новые качественные услуги. Мы работаем с этими партнерами, предлагаем схемы разделения доходов или, например, закупаем свои собственные платформы, на которые инстолируем те сервисы, которые нам приносят партнеры. Там очень много разных вариантов.

Business FM: Вы можете примерно назвать объем этого рынка сейчас, как он растет?

Дубовсков: Что значит этот рынок? Допустим, мы в 2011 году, как группа компаний ООО «МТС» заработали больше 300 млрд рублей. Давайте обозначим такой: 336, если не ошибаюсь. Допустим, 25-30% от этого объема - это наши доходы, основанные на комплементарных бизнесах. Это дата-доходы, это всевозможные контентные сервисы.

Business FM: За год эти показатели примерно насколько выросли, чтобы понять, как стремительно это все нарастает?

Дубовсков: Там огромное количество групп, сервисов, каждый из которых растет по своим... Ну, как правило, это двухцифровой, а то и трехцифровой рост.

Business FM: А в каких группах рост максимальный, и в каких группах вы прогнозируете максимальный рост?

Дубовсков: Максимальный рост, как правило, согласно законам бизнеса, происходит тогда, когда ты стартуешь с низкой точки.

Business FM: Где наибольшее пространство сейчас для создания?

Дубовсков: Для нас, например, сейчас это финансовые услуги, поскольку мы только в прошлом году вышли на такой промышленно-индустриальный уровень предоставления этих сервисов, и там трехцифровой рост наблюдается.

Business FM: Спасибо, и держитесь курса.

Business FM


Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию