16+
Понедельник, 2 декабря 2024
  • BRENT $ 72.58 / ₽ 7820
  • RTS756.67
3 июля 2012, 13:26 Компании

Предприятия российского стратегического сектора пока не готовы к приватизации

Лента новостей

Торопиться с выходом государства из энергетических активов не следует. Такое мнение в интервью Business FM высказал гендиректор центра политической информации Алексей Мухин

Торопиться с выходом государства из энергетических активов не следует. Такое мнение в интервью радиостанции Business FM высказал гендиректор центра политической информации Алексей Мухин.

Business FM: Выступая на Петербургском экономическом форуме президент заявил, что «новая приватизация должна быть безусловно принята российским обществом. Это значит, она должна быть понятной, честной и справедливой. Должна быть основана на открытой конкурентной продаже государственных активов, причём лучшему покупателю и по реальной цене». При этом ничего не говорилось о сроках приватизации. А если говорить о конъюнктуре, то момент действительно не лучший. Компании, в частности, энергетические, на данный момент сильно недооценены. Стоит ли государству спешить с приватизацией?

Мухин: Понятно, что руководство России должно исходить, прежде всего, из выгоды для государства. Но в данной ситуации в преддверии кризиса, в момент очень сложного витка мировой экономики, спешка с приватизационными процессами может крайне пагубно отразиться как на фискальной стороне вопроса, то есть, на наполнении бюджета, так и на перспективах улучшения инвестиционного климата. Так как, скорее всего, на маленькие деньги придут не очень добросовестные инвесторы. Это, в свою очередь, повлечет за собой очень тяжелые последствия, в том числе и для социальной сферы. Спекулятивный капитал будет, прежде всего, ставить целью зарабатывать средства. Причем, зарабатывать средства за счет населения России. Такой расклад, скорее всего, не должен устроить верховную власть, поэтому Владимир Путин и сделал декларативное заявление о том, что приватизация должна быть честной и открытой в интересах всего населения страны.

Business FM: Если говорить о конкретных активах. Сейчас акции ФСК упали в 2,5 раза по отношению к максимуму прошлого года, а МРСК – в 3,5. Как долго государство может выжидать, может ли оно вообще это себе позволить?

А.М: Оно не только может, но и должно дождаться благоприятной экономической конъюнктуры. А сейчас энергетические компании перестраивают принципы управления, улучшаю корпоративную картину, и в этой связи скандалы, и некоторая информация, которая курсирует на рынке, негативно влияет на котировки акций. Безусловно, потенциальные покупатели внимательно следят за этими процессами, и достаточно будет только выждать некоторое время для того, чтобы ситуация стабилизировалась, инвестиционный портрет компаний улучшился и тогда уже предлагать их к продаже. А сейчас это просто нецелесообразно и глупо.

Business FM: Кроме фискальных задач, приватизация призвана решать и экономические. Например, улучшение управления бизнесом, привлечение частных инвестиций. Применительно к российским энергокомпаниям, сейчас приватизация может решить эти задачи?

А.М: Государство заинтересовано в привлечении на экономическое поле России серьёзных инвесторов. Спекулятивный капитал просят не беспокоиться. В этой связи компании должны выглядеть очень и очень привлекательно: прозрачная отчетность, перспективные инвестиционные проекты в программах компаний - все это необходимые условия, чтобы правильно капитализировать объекты собственности, предполагаемые к продаже. Западные компании, китайские компании заинтересованы в том, чтобы сбить цену. Понятно, что они будут создавать нездоровый ажиотаж вокруг приватизационных процессов с целью простимулировать государство продавать быстрее и дешевле. Вот здесь выдержка государства должна быть просто железной.

Business FM: Какие еще риски несет приватизация энергокомпаний? Социальные?

А.М: Социальные риски являются весьма актуальными. Мы не должны обольщаться: компании покупаются, чтобы затем заработать на этом деньги. Эти деньги можно заработать за счет потребителя и здесь правильное выстраивание отношений между руководством компаний и жителями России, которые являются источниками денег, являются ключевыми. Именно с этим населением государство потом встречается в ходе электоральных компаний, и население может отреагировать очень резко. Поэтому, выстраивание четких правил поведения на рынке – прерогатива государства, которой оно должно заняться в ближайшее время. Правила установлены, важно, чтобы они соблюдались. И вот этот механизм нынешнее правительство РФ должно создать.

Business FM: Нужно ли государству сейчас учитывать печальный опыт первой волны приватизации 90-х? Мы сейчас заявляем о необходимости долговременных инвесторов, которые не только готовы стричь деньги с активов, но и развивать их, вкладываться в расширение, модернизацию. Как найти этого серьезного инвестора, какую работу надо провести, чтобы сделать эти активы привлекательными именно для таких инвесторов?

А.М: Социально-политические последствия приватизации 90-х уже достаточно активно обсуждаются в российском обществе. По сути, Кремлю поминали ту приватизацию довольно долго и поминают до сих пор. Поэтому, этот такая родовая травма, которая преследует российскую власть. Чтобы не повторить эту ошибку и объявлена нынешняя приватизация. Причем, объявлена неспешной, с учетом всех тех недочетов, которые были допущены в свое время и которые нив коем случае нельзя допустить сейчас. Понятно, что правила, по которым будет проводиться эта приватизация, будут устанавливаться государством не единолично. Это произойдёт с участием инвестиционных банков, в том числе иностранных. Мы будем учитывать пожелания инвесторов. Другое дело, что, прежде всего – крупных инвесторов, стратегических партнеров России, которые будут участвовать в воссоздании экономической мощи. И в этой связи такой неспешный диалог автоматически отсеет несерьезных партнеров.

Business FM: Возникает вопрос, как подготовить саму отрасль?

А.М: Оптимально, для выстраивания корпоративной культуры требуется от полугода до трех лет. Понятно, что придется переводить документацию в такой прозрачный вид, который удобен и для мировой финансовой системы, понятно, что придется выстраивать и закладывать основы новой корпоративной культуры. Понятно, что придется бороться с коррупцией и некоторыми несоответствиями, оптимизировать структуру и выправлять финансовую систему, отягощенную задолженностями.

Business FM: Если я правильно вас понял, сейчас не следует торопиться с приватизацией российских энергокомпаний по разным причинам?

А.М: Нет ни одной причины для торопливости. Сейчас нет острой необходимости в средствах, долговой баланс России находится в очень хорошем положении, и это отсутствие причин «продавать срочно, быстро, дешево и сердито» само по себе является весьма важным фактором. Что касается тех факторов, которые нужно учитывать, чтобы отложить приватизацию энергокомпаний, то они весьма существенны: энергетика находится в разбалансированном состоянии, а от этого нужно уходить и выстроить корпоративное управление таким образом, чтобы эти компании были весьма привлекательны на международном рынке, исходя из международных норм. Понятно, что такое количество факторов «за» отложенную приватизацию дает вполне очевидную картину.

Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию