16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 73.41 / ₽ 7631
  • RTS755.39
17 июля 2012, 21:21 Общество

Бюджетникам раздадут знаки качества

Лента новостей

Президент России призывает к борьбе с расслоением общества на богатых и бедных. В качестве орудия он предлагает «эффективный контракт». То есть платить бюджетникам по заслугам, а не по штатному расписанию

Президент Владимир Путин считает, что в России недопустимо велика дифференциация доходов. Фото: РИА Новости
Президент Владимир Путин считает, что в России недопустимо велика дифференциация доходов. Фото: РИА Новости

Президент России Владимир Путин считает, что очень сильное расслоение общества на бедных и богатых недопустимо для России, и требует принять все меры для повышения доходов населения страны. Параллельно не утихают споры о целесообразности и условиях введения налога на богатство с богатых. В частности, движение «Деловая Россия» предлагает поднять подоходный налог для тех, кто получат более 100 тысяч рублей в месяц.

«Субъектам Федерации и муниципалитетам предстоит решить немало социальных проблем. Так, у нас по-прежнему недопустимо велика дифференциация доходов. За чертой бедности, к сожалению, до сих пор живет 13%[населения] — примерно 18 миллионов», — заявил Владимир Путин, выступая на заседании Госсовета в Москве. Среди мер, призванных решить данную социальную проблему, президент называет «определение механизма повышения зарплат в бюджетной сфере». Одним таких механизмов Путин называет повсеместное внедрение для бюджетников «эффективного контракта».

Власть предлагает привязать зарплату к качеству труда

«Эффективный контракт» в социальной сфере означает, что оплата труда должна зависеть от качества и эффективности работы специалиста, работающего на любом бюджетном предприятии или организации. Как уже заявлял в начале июля Владимир Путин, повышение оплаты труда «должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Это означает, что зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы».

В конце апреля этого года замглавы Минфина Татьяна Нестеренко на совещании по реализации задач предвыборной статьи Владимира Путина по социальной политике сообщила, что Минфин оценивает объем увеличения расходов бюджетной системы в связи с переходом на «эффективные контракты» в 2–3% ВВП к 2020 году. Также она высказала мнение, что контролировать эффективность труда бюджетников государство уже не сможет, так как «монополии государства и муниципалитетов в этой сфере уже нет, и нужно понимать, что в большей части так называемых государственных услуг участвуют уже негосударственные организации».

Увязка оплаты труда и социального пакета работников с качеством и количеством выполняемой ими работы имеет два толкования, считает старший партнер BDO в России Александр Веренков. Один — это то, что имел в виду президент, второй — как это понимает общество, которое уверено, что эффективным может быть только работодатель, если он много платит. По словам Веренкова, это хорошо понимают специалисты в сфере бюджетных отношений, предлагающие, в частности, сначала уравнять условия конкуренции, провести инвентаризацию и монетизацию льгот, выработать критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств (value for money) и многое другое. «Иначе борьба с бедностью будет решаться за счет печатного станка со всеми вытекающими последствиями», — полагает специалист.

Опыт эффективной борьбы работников бюджетной сферы в США и Европе за свое право на лучшую жизнь показал, что механизм увязки размера вознаграждения с эффективностью или неэффективностью работника действует исключительно в одном направлении — в сторону увеличения выплат, напоминает Александр Веренков. Он также говорит, что во всех развитых странах малейшая попытка отнять хотя бы часть зарплаты (например, после переаттестации) наталкивается на мощное сопротивление профсоюза и не поддерживается обществом, в котором государственные служащие уже давно доминируют.

В настоящее время власть обеспокоена тем, что замедление темпов роста мировой экономики может привести к обвальному снижению цен на нефть. Кроме того социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов сказываются на росте социального напряжения в обществе, отмечает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал менеджмент» Андрей Верников. Если цена на нефть упадет, то напряжение в обществе еще больше возрастет из-за увеличившейся безработицы. К тому же, после вступления страны в ВТО далеко не все сохранят свои рабочие места, полагает он.

Поднять подоходный налог

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» на днях вновь предложила вернуться к вопросу об увеличении налога на богатых — взамен на обещание снизить НДС, налог на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды. В частности, предлагается повысить до 15% налог с зарплат выше 100–150 тысяч рублей в месяц.

О том, что «налог на богатых» переложит налоговое бремя из секторов экономики с невысокими зарплатами на те, где зарплата выше, а это, в свою очередь, обернется недобором средств в фонд соцстрахования, давно говорят эксперты.

«В стране нет культуры трудовой миграции, и это ухудшает перспективы поиска работы. Поэтому уже сейчас, пока цены на нефть не упали, власти пытаются бороться с большими различиями в уровне жизни россиян, в частности, поднять доходы бедных за счет повышения налоговой нагрузки на богатых. Абсолютно бесполезная затея», — считает Андрей Верников

Повышение налогов на большие зарплаты также является разновидностью перераспределения, основанного на неравенстве конкурентных возможностей, отмечает Александр Веренков. Поэтому краткосрочный бюджетный эффект будет уравновешен долгосрочным негативным фактором демотивации наиболее активных представителей среднего класса. «Для нашей страны, наверное, лучше подошла бы регрессивная шкала налогообложения, стимулирующая людей больше зарабатывать, и, разумеется, продуктивнее работать», — предполагает он.

Победить проблему бедности налогами на богатых и богатство невозможно, потому что богатые не готовы делиться своим богатством — они просто уведут свои зарплаты «в тень», считает Андрей Верников. Он приводит пример — два голландских тренера, которые в разное время тренировали сборную России по футболу, отдали половину своих доходов в бюджет Голландии. На этом фоне налог в 15% на большие зарплаты выглядит как насмешка.

Введенный в свое время дорожный налог никак не отразился на качестве российских дорог. Точно так же пополнение бюджета налогом на большие зарплаты вряд ли приведет существенному росту доходов незащищенных слоев населения, подытожил Александр Веренков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию