Жену опального члена Политбюро в КНР признали убийцей
Лента новостей
В Китае сегодня начался и за восемь часов завершился самый сенсационный судебный процесс за последние десятилетия.
На скамье подсудимых находилась Гу Кайлай, супруга одного из наиболее известных китайских партийных деятелей Бо Силая. Ее обвиняют в убийстве английского бизнесмена. Ничего подобного в КНР не происходило со времени суда над так называемой «бандой четырех» (в состав которой входила жена Мао Цзедуна) более тридцати лет назад.
Суд над Гу Кайлай проходил в закрытом режиме. Заместитель председателя суда города Хэфэй заявил, что приговор будет вынесен «в другой день», не уточнив сроков.
Бо Силай до недавнего времени возглавлял в городе Чунцин на юге Китая крупную партийную организацию и входил в Политбюро. Как считают западные аналитики, Бо, которого характеризуют как «левого популиста» с очень серьезной базой поддержки, пытался стать членом Президиума Политбюро, что дало бы ему возможность претендовать на высшую должность в партии и стране. Смена партийной верхушки Китая должна произойти в октябре.
Бо возглавлял течение так называемых «новых левых» в китайской компартии. Многие считают «новых левых» твердолобыми маоистами. По-видимому, влияние группировки Бо оказалось слишком сильным, чтобы нынешнее руководство КНР могло с ним мириться.
Весной с.г. Бо оказался вместо Президиума в тюрьме: он был снят со всех постов и обвинен в «грубом нарушении дисциплины». Эта формулировка в Китае обычно подразумевает коррупцию. Бо Силай сделал себе политическую карьеру на непримиримой борьбе с коррупцией и сам инициировал преследование многих чиновников-коррупционеров.
Арестовали и жену низвергнутого партийного босса, Гу Кайлай. Считающаяся на родине красавицей, Гу происходит из семьи видных партийных деятелей, как, впрочем, и ее муж. Суд над Гу некоторые наблюдатели считают прелюдией к предстоящему суду над Бо.
Правда, судя по скупой информации, просочившейся в четверг из зала суда, Бо пока что не связывают с предполагаемым преступлением жены. Что, с другой стороны, конечно же, не исключает возможности привлечения его к суду по любому иному поводу.
Новая «прогнившая императрица»
Во времена Мао Цзедуна, когда родители Бо и Гу занимали важные посты в коммунистической иерархии, были популярны мифы об императорском Китае, в которых одна из наиболее зловещих ролей приписывалась жестокой и «прогнившей», в официальной интерпретации, императрице Цы Си. Этой женщине приписывали совершенно баснословные жестокость и коварство. Говорилось, в частности, что если на гребне, которым служанка расчесывала роскошные волосы Цы Си, оставался хотя бы один волосок, служанке немедленно рубили голову.
Если верить официальной версии обвинения по делу супруги опального члена Политбюро, роль современной «прогнившей императрицы» уготована Гу Кайлай. Юрист по профессии и бизнес-консультант по роду занятий, Гу тесно общалась с британским бизнесменом Нилом Хейвудом. Одно время они даже работали в одной компании, и ходили слухи о том, что жену партийного босса и англичанина связывают не только деловые отношения.
В ноябре Хейвуд был найден мертвым в своем номере в отеле города Чунцин (Бо Силай в то время был всесильным партийным руководителем этого города-миллионника). Поначалу полиция объясняла смерть иностранца сердечным приступом. Но затем бывший начальник полиции города, Ван, неожиданно попросил убежище в американском консульстве и рассказал, что англичанин был отравлен, а за преступлением якобы стоит жена Бо Силая, которая при помощи телохранителя отравила Нила Хейвуда.
Жена опального партийного руководителя оказалась за решеткой.
Существует две версии того, зачем коварная Гу отправила на тот свет англичанина. По одной из них, которая первоначально исходила от местной полиции, Гу пыталась через Хейвуда отмывать коррупционные миллионы своего мужа. Таким образом, она предстает как корыстолюбивая жена Бо. По другой, которую впоследствии распространило официальное агентство Синьхуа, причиной, толкнувшей Гу на преступление, была забота о сыне: будто бы англичанин угрожал находящемуся в Америке выпускнику Гарварда Бо-младшему. В этом случае Гу предстает как чадолюбивая мать. Агентство Reuters усматривает в этой версии намек на то, что смертная казнь, полагающаяся Гу за убийство, может быть заменена на длительный тюремный срок по «гуманитарным» соображениям.
Суд неправый, но скорый
Все сегодняшние западные издания предсказывали, что суд над Гу будет кратким, и это предсказание сбылось даже быстрее, чем ожидалось. Несмотря на то, что у семьи Бо Силая имеется собственный адвокат, он не допущен к участию в процессе. Вместо него Гу защищают два назначенных властями адвоката, об одном из которых не известно ровным счетом ничего, а о другом — что он не имеет опыта участия в уголовных делах, а является специалистом по финансовому праву.
Исход дела не вызывал сомнений. В сообщении Синьхуа говорится, что следствием собраны «полные и исчерпывающие» доказательства вины подсудимой. По данным газеты The Wall Street Journal, обвинительные приговоры в Китае выносят в 98% всех судебных разбирательств.
Иностранные и китайские СМИ в зал заседаний не были допущены. Правда, есть интересное отступление от традиции: в суд пригласили двух британских консульских работников. В день открытия процесса они отказались обсуждать с прессой «дело Гу».
Сегодня к зданию суда явились двое сторонников Бо Силая, которых немедленно схватили и поволокли в полицейский фургон. Корреспондент газеты The Guardian стал свидетелем того, как задержанные брыкались и выкрикивали лозунги в поддержку опального партийного секретаря.
Помимо строжайших полицейских мер — весь квартал вокруг здания суда оцеплен полицией, — китайские власти также позаботились о том, чтобы процесс нанес как можно меньше вреда имиджу партийного руководства.
Руководство КНР строго следит за тем, чтобы симпатии к поверженному Бо Силаю и его жене не вылились в Интернет. Любые сообщения руководства «новых левых» тщательно удаляются из Weibo (это китайский аналог Twitter), пишет The Financial Times. Главный сайт «новых левых» Utopia закрыт.