Американские партнеры меряются ценами с ЛУКОЙЛом
Лента новостей
Владельцы АЗС в США обвиняют ЛУКОЙЛ в завышении дистрибуторских цен на бензин. Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, местные бизнесмены сами вдвое повысили цены
Американская «дочка» ЛУКОЙЛа оказалась в центре конфликта. Дилеры в Нью Джерси и Пенсильвании обвиняют Lukoil North America в намеренном завышении цен, в результате чего владельцы заправок рискуют оказаться на грани разорения.
В знак протеста против высоких цен местные партнеры ЛУКОЙЛа повысили собственные отпускные цены на топливо вдвое, до 8 долларов за галлон (около 75 рублей за литр). На заправках, участвующих в акции протеста, помимо двукратного увеличения цен можно встретить и объясняющие таблички с текстом: «Недоволен моими ценами? Вот и я тоже! Звони в ЛУКОЙЛ!».
ОАО «ЛУКОЙЛ» создано в 1993 году на базе государственного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть». Крупнейшими акционерами компании являются президент Вагит Алекперов и вице-президент Леонид Федун, контролирующие 20,6% и 9,08% акций соответственно. ЛУКОЙЛ — вертикально интегрированная нефтегазовая компания. По итогам первого полугодия 2012 года выручка по US GAAP составила 67,7 млрд долларов, чистая прибыль — 4,8 млрд долларов.
«Бензин по завышенным ставкам мы закупаем уже около трех лет, и ни одни переговоры с руководством компании не дали результатов. Но так продолжаться просто не может! Цены на наших заправках всегда на 20-25 центов выше, чем у конкурентов. Это наш первый по-настоящему яркий протест. Мы намерены повторить забастовку, если ситуация не сдвинется с мертвой точки», — заявил в интервью телеканалу Fox управляющий одной из заправочных станций в Нью-Джерси Клид Закрия. В схожем ключе высказался и представители New Jersey Gasoline-Convenience-Automotive Association Сэл Ризалват, добавив что у подразделений российской компании есть и дополнительные зонные надбавки за пробег бензовозов, применение которых ведет к росту ценника еще на 25–30 центов за галлон.
Вице-президент Lukoil North America Майкл Льюис, в свою очередь, назвал организаторов акции лоббистами, которые вводят потребителей в заблуждение. По словам топ-менеджера, компания для определения цены использует механизмы, полностью соответствующие законодательству. Законны и зонные надбавки, уточнил Майкл Льюис.
Даже если американская дочка и понесет какие-то убытки от конфликта со своими франчайзи, то на финансовые показатели материнской компании это вряд ли окажет влияние, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
«Подобные конфликты чреваты в большей степени репутационными издержками, но их эффект минимален. Очень многие компании сталкиваются с такими обостренными отношениями между поставщиком и потребителями», — поясняет он. По словам Крутихина, конфликт не окажет значительного влияния и на финансовые показатели компании, поскольку доля доходов от американского розничного бизнеса в структуре выручки ЛУКОЙЛа минимальна.
Отметим, ЛУКОЙЛ уже несколько лет подряд свертывает свой заправочный бизнес в США. Компания вышла на американский рынок еще в начале 2000-х годов и одно время даже рассматривала возможность покупки локального НПЗ, но из-за кризиса рентабельность дистрибьюторского и перерабатывающего бизнеса начала падать: в 2008 году компания продала 162 станции, а в 2009 году еще 734. В итоге, у компании осталось около 500 станций, работающих в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании. В кризис часть своих заправок в США продала и BP. В 2008 году британская компания сократила местную сеть на 700 точек.