Ремонт Московского НПЗ подстегнет цены на бензин
Лента новостей
Московский НПЗ полтора месяца не будет поставлять топливо на заправки столичного региона. Это не должно привести к дефициту бензина, но цены на него могут подняться
Сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод закрывается на ремонт, который продлится 45 дней. Завод существенно сократил поставки, поскольку вынужден делать запас, чтобы во время остановки снабжать собственные сбытовые сети. В итоге, в столичном регионе перестали работать десятки заправок, а цены на бензин пошли вверх.
Пока закрылись 40 заправок в Москве и около сотни в области. Бензин АИ-95 уже стоит больше 30 рублей. Выбор для независимых АЗС невелик: либо не торговать 95-м бензином и дизелем, либо закрываться. Однако, по словам аналитиков, причина роста цен не в закрытии Московского НПЗ. Это лишь повод, катализатор. Около года была достигнута так называемая предвыборная договоренность о заморозке цен в рознице, в то время как оптовые цены повышались вслед за мировым рынком. Затем, после выборов президента, началось выравнивание — нефтяники пытались возместить убытки.
В конце мая вопрос цен на бензин обсуждался на первом заседании нового кабинета министров. Премьер Дмитрий Медведев заявил тогда, что в России есть все, чтобы сдержать рост цен на топливо. «Тем не менее, проблемы могут появляться», — предупредил премьер. Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, заявил о том, что в московском регионе цены на бензин не должны перешагнуть отметку в 30 рублей за литр 95-го.
Напомним, в этом году дважды поднимались акцизы на бензин — с 1 января и с 1 июля.
Независимый аналитик Дмитрий Лютягин считает, что ремонт на московском НПЗ не приведет к ажиотажу, а рынок сейчас покидают лишь неэффективные компании: «Очереди на АЗС не появятся, потому что закрывались нефтезаправочные комплексы, которые имели незначительный объем продаж. И наши основные ВИНКи [вертикально интегрированные нефтяные компании] в принципе могут обеспечивать тот необходимый объем нефтепродуктов, который выпадает из оборота из-за закрывшихся АЗС. Ушли неэффективные независимые нефтезаправочные комплексы, которые имели небольшую пропускную способность и просто мало привлекали внимание клиентов. То есть автолюбители переключились на другие АЗС в том же самом регионе».
Директор по развитию и маркетингу аналитического центра «Кортес» Павел Строков уверен, что бензина хватит на всех, а выжившим удастся немного подзаработать: «Никакого дефицита бензина не ожидается. Да, мы увидим увеличение пролива через АЗС прежде всего нефтяных компаний. Конечно, они не могут не радоваться этому процессу, потому что на обороте и будут зарабатывать все те основные деньги, которые они обычно собирают с розничной торговли. Не думаю, что возникнут какие-то очереди на тех заправках, которые расположены в Москве и Московской области».
Продукция московского НПЗ обеспечивает лишь треть потребности в топливе столичного региона. Ведущий аналитик Газпромбанка Александр Назаров подчеркивает, что перебоев не будет, а прибыль компаний может быть в дальнейшем нивелирована: «Дефицита бензина не будет. Московский регион — это рынок номер один для абсолютно всех нефтяных компаний, имеющих розничные сети. Поэтому, естественно, данный регион будет обеспечиваться топливом. Стоит напомнить, что даже если закроется московский нефтеперерабатывающий завод, на ближайшем расстоянии от Москвы находятся несколько очень крупных заводов. Достаточно назвать два: нижегородский завод, принадлежащий ЛУКОЙЛу, и рязанский, принадлежащий ТНК-BP. Эти заводы способны полностью обеспечить как свои регионы, так и Москву качественным автомобильным топливом. В данном случае рост цен на бензин, возможно, позволит им что-то заработать, однако это может обернуться в последующие кварталы падением прибыли».
Объективные причины роста цен на топливо появятся с 1 января 2013 года — вырастет акциз на бензин. Как говорят аналитики, вполне возможно, что на розничных ценах это отразится уже в декабре. По подсчетам экспертов, из-за повышения акциза розничная цена на бензин вырастет на рубль за литр.