Для эффективной работы нужен «коктейль эмоций»
Лента новостей
Многолетняя борьба с излишними проявлениями эмоций на работе привела к практически полному их вытеснению. Однако современные тенденции в менеджменте и управлении таковы, что для сегодняшнего руководителя эмоции являются скорее ресурсом, чем помехой
Принято считать, что эмоции мешают работе, не позволяют трезво мыслить и вести себя адекватно. Бизнес — это серьезное дело, и в нем не место для всяких переживаний и прочих слабостей. Люди, которые ценой колоссальных усилий смогли добиться того, чтобы всегда держать себя в руках и не проявлять никаких эмоций, считают это огромным достижением и преимуществом. Между тем, действуя таким образом, мы лишаем себя и своих коллег одного из самых уникальных ресурсов в бизнесе — собственных эмоций, а бизнес — значительного потенциала для развития.
Вышедшая в издательстве «Питер» книга «Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха» акцентирует принципиально иной подход: авторы Сергей Шабанов и Алена Алешина предлагают ознакомиться с навыками осознания своих эмоций, а также с инструментами управления ими для достижения личностных целей и задач бизнеса. Пришло время выйти на новый уровень отношения к эмоциям и той информации, которая в них заложена.
Эмоциональная компетентность — это умение сознавать эмоции и управлять ими. Человек с высоким EQ («эмоциональным интеллектом») может наиболее эффективным образом использовать этот ресурс.
Данные в книге советы подтолкнут читателей к развитию, позволят получать больше удовольствия от жизни и управлять собой и другими людьми, уверены издатели. Чтение книги можно превратить в «тренинг», если уделить время и силы тому, чтобы применять на практике описываемые методы и технологии и проанализировать полученный опыт. В книге рассматриваются и типичные возражения — с авторами спорит «скептический участник тренинга».
В менеджменте важно действовать эффективно и получать желаемую реакцию не только на вербальном уровне. Наши эмоции передаются и считываются другим «организмом» независимо от того, осознали мы их или нет. Сделать открытую систему закрытой невозможно, поэтому так важно научиться обращать сознательное внимание на этот уровень общения. Этому помогает эмпатия, способность понимать другого через изменение собственного эмоционального состояния, а также наблюдение за невербальными сигналами или даже аккуратные вопросы к собеседнику о его реакции.
Для развития эмоциональной компетентности необходимо понимать механизм работы эмоций и, возможно, корректировать свое отношение к ним. В книге четко разъясняется принцип: «за то, что я испытываю в определенный момент времени, несу ответственность только я».
Приходится также преодолевать стереотипы отношения к «отрицательным» эмоциям, среди которых наиболее запрещаемыми в социуме являются страх и гнев. Важно понимать, что все эмоции выполняют определенные функции.
Печаль помогает сфокусироваться на том, что необходимо проанализировать. Гнев мотивирует защищать свои интересы и интересы близких. Страх побуждает усиливать безопасность. Одним из наиболее мотивирующих сочетаний эмоций является смесь радости и небольшой доли гнева (здоровой агрессии) — это то, что мы называем драйвом, энтузиазмом и т.п.
Один из важнейших отправных постулатов книги — необходимость осознания эмоций и способность назвать их словами. Глобальная драма этой задачи заключается в том, что эмоции сильной интенсивности снижают уровень логики, а для эмоций низкой интенсивности в языке не хватает слов. По мнению авторов, любые «коктейли эмоций» можно разложить по спектру четырех составляющих — страх, гнев, печаль и радость — и «чего-то еще» (мыслей, физических ощущений и т.д.). Авторы показывают, как проговаривание, вербализация помогает осознать эмоции и несомые ими сигналы, понять что-то важное про ситуацию, чего не замечали раньше.
Среди предлагаемых методик управления эмоциями — переключение на логику и взгляд стороннего наблюдателя, изменение рамок восприятия — рефрейминг, развитие целеполагающего мышления взамен проблемно-ориентированного и прочие. Авторы объясняют, почему необходимо принимать все эмоции, когда и как следует переформулировать «Ты-послания» в «Я-послания» и зачем всегда важно определить и «проговорить» раздражение и его источник.
«Для внедрения эмоциональной компетентности в своей организации важно продумать эмоциональные аспекты каждого из наиболее важных бизнес-процессов и найти возможности для того, чтобы учесть эмоциональный фактор в повседневной работе организации», — пишут Шабанов и Алешина. Например, можно и нужно управлять драйвом, может быть целесообразно вести «эмоциональные счета» и всегда необходимо отдавать себе отчет о цели и желаемом результате.
Авторы подчеркивают: цивилизованное управление эмоциями других людей подразумевает поиск решения в стиле «выигрыш-выигрыш», которое достигается честными способами. Не путайте с манипуляциями. Манипулятор расплачивается своими отношениями и репутацией.