Кленовый лист в тени Юнион Джека
Лента новостей
Планы Лондона и Оттавы открыть совместные дипмиссии в тех странах, где у них пока нет представительств, не нашли понимания у многих канадских политиков, сразу вспомнивших о том, что их страна была «колониальным придатком» Британии
Британия и Канада намерены организовать совместные дипломатические миссии за рубежом. Об этом, как ожидается, объявит в понедельник британский министр иностранных дел Уильям Хейг в ходе встречи с канадским коллегой Джоном Бэрдом в Оттаве.
Правительства двух государств, которые связывают тесные союзнические отношения, таким образом рассчитывают сократить издержки и оптимизировать работу своих представительств. Отношения Великобритании и Канады стали еще более теплыми после того, как к власти пришли консерваторы во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном и Стивеном Харпером.
Великобритания активно проводит политику бюджетной экономии. Финансовое состояние Канады по сравнению с другими государствами «Большой семерки» довольно благополучно. Тем не менее, правительство в Оттаве также наметило программу сокращения издержек, поскольку за последние несколько лет пришлось нарастить расходы, чтобы справиться с последствиями глобального кризиса. По данным канадской газеты The Globe and Mail, в результате объединения посольств британский Форин-офис планирует сэкономить 100 млн фунтов стерлингов, канадское внешнеполитическое ведомство рассчитывает снизить расходы на 170 млн долларов.
Речь, продолжает Globe and Mail, идет не только о совместном использовании резиденций, но и о сотрудничестве в сфере паспортно-визовых и прочих вопросов, в работе с гражданами и координации действий в случае экстренных ситуаций, гражданских конфликтов или стихийных бедствий. На уровне дипломатии объединения не планируется, то есть дипломаты одного государства не будут представлять интересы другого.
Как отмечает The Wall Street Journal, небольшие страны часто открывают дипмиссии в резиденциях крупных государств. Среди ведущих мировых держав такая практика не столь распространена, разве что в случае прекращения работы миссии. Так, недавно, после закрытия посольства Канады в Тегеране было объявлено, что интересы страны в Иране будет представлять Италия.
По словам Уильяма Хейга, Великобритания рассчитывает на «более широкое международное присутствие за меньшие деньги». «Как сказал Дэвид Кэмерон в прошлом году, обращаясь к канадскому парламенту: «Мы — две нации, но королева у нас одна, и ценности у нас единые», — процитировал Хейг слова премьер-министра в распространенном заявлении.
Корреспондент BBC Джонатан Маркус считает, что соображения экономии в этом вопросе не единственные. По его словам, дипломатический союз с Канадой будет хорошо воспринят в кругах британских евроскептиков, поскольку служит противовесом экспансии общих диппредставительств ЕС.
В Канаде мнения разделились. Некоторые эксперты озадачены воспоминаниями о колониальном прошлом и сомневаются в целесообразности подобных мер для канадской дипломатии, которую, с точки зрения многих, именно сейчас надо более активно развивать.
«Не думаю, что в вопросах внешней политики и деятельности посольств следует руководствоваться соображениями экономии, — комментирует в интервью CTVNews Керт Хебнер, преподаватель Университета Британской Колумбии. — Присутствие посольства в зарубежном государстве действительно ценно и открывает любые перспективы в будущем».
Один из высокопоставленных канадских чиновников назвал целесообразным объединение дипмиссий с самыми надежными союзниками страны и оптимизацию ресурсов, отметив, что в сегодняшних условиях все чаще многим государствам необходимо тратить за рубежом больше, чем имеется у них на то средств.
По мнению критиков, подобные шаги, несмотря на их финансовую эффективность, будут ослаблять внешнеполитическое влияние Канады в мире: «Возникают вопросы, действительно ли Канада выступает как независимое государство или мы все еще колониальный придаток Соединенного Королевства», — цитирует CTV News Пола Хайнбеккера, бывшего представителя Канады в ООН.
«Что это дает Канаде? Просто быть партнером британцев, чтобы они могли выглядеть более убедительно на фоне ЕС? Это (европейская) игра, и нам не следовало бы в нее включаться», — вторит Хайнбеккеру канадский парламентарий Пол Дьюар. Если это рядовая договоренность о совместном использовании ресурсов, как это делается не первый год в Мали или Мьянме, то к чему такие формальности, задается вопросом Дьюар. «Одно дело, если во всех посольствах должен быть портрет Ее Величества, другое дело — британский флаг рядом с канадским флагом на здании дипмиссии. Главный вопрос в том, какую пользу это принесет для наших интересов», — отметил Дьюар.
По мнению Хайнбеккера, связи с бывшей метрополией во многих регионах Азии и Африки в сухом остатке будут сказываться негативно. Он говорит о «несовместимости бренда» Канады с британским, вспоминая прошлые разногласия между странами, например, относительно введения санкций против ЮАР в рамках борьбы с апартеидом, которые Канада поддержала.
Глава британского МИД, между тем, делает ставку на общность интересов двух стран. «Мы стояли плечом к плечу с великих войн прошлого века, мы ведем битву с террористами в Афганистане и помогаем странам «арабской весны», таким как Ливия и Сирия, — цитирует Хейга Русская служба Би-би-си. — Мы — двоюродные братья. Поэтому естественно, что мы хотим объединить наши посольства с Канадой в местах, где это необходимо обеим странам».