Аудиторы поставили «неуд» «Почте России»
Лента новостей
Проверка аудиторами Счетной палаты «Почты России» показала, что на предприятии существует риск утраты более трети госимущества, находящегося в его пользовании и в собственности Россвязи
Счетная палата обнародовала итоги проверки эффективности использования госсредств ФГУП «Почта России». Аудиторы выяснили, что в отношении более трети объектов, используемых «Почтой России» (36%), юридическое оформление прав не завершено, что создает риски утраты федерального имущества, говорится в сообщении аудитора.
Также в ходе проверки выяснилось, что тарифы на оказание универсальных услуг связи, устанавливаемые Россвязью, зачастую неконкурентоспособны. В нарушение требований законодательства «Почтой России» не ведется на счетах бухгалтерского учета раздельный учет доходов и расходов по оказанию универсальных услуг связи, что не способствует прозрачности данной деятельности, указано в отчете.
Существуют проблемы и в механизме выбора оператора универсальных услуг связи, «своевременности и полноты перечислений средств в резерв универсального обслуживания» и в определении объема возмещения убытков от оказания услуг связи УУС. Все это требует «незамедлительного реагирования со стороны Минкомсвязи России», указывают в Счетной палате.
Вопросы у Счетной палаты вызвала и деятельность руководства Россвязи в период с 2004 по 2009 годы как собственника имущества «Почты России» по согласованию крупных сделок в рамках инвестпроектов. Выяснилось, что федеральный почтовый оператор приобрел неполный комплект оборудования для системы гибридной печати, что повлекло за собой дополнительные траты на закупку оборудования. «В нарушение условий конкурса компанией ElsagS.p.A. для ФГУП «Почта России» создан производственный комплекс, предназначенный для печати и раскладки в конверты документов на территории РФ. При этом единое управление всеми процессами на уровне всей сети центров гибридной печати было утрачено, что не позволило обеспечить рентабельность данной деятельности», — отмечается в сообщении аудитора.
Информационные письма по итогам проверки будут направлены в Минкомсвязи, в Россвязь, в Госдуму и Совет Федерации. ФГУП «Почта России» получит представление для устранения выявленных нарушений.
О том, что в «Почте России» существуют проблемы с управлением собственностью, свидетельствует, к примеру, наличие судебных процессов сродни тому, что завершился в этом году в Омской области. Отделение почтовой связи Омского почтамта в течение восьми лет арендовало нежилые помещения у омского филиала «Сбербанка» — там распологалось почтовое отделение. Позже при оформлении документов на аренду по новым условиям — с повышенной арендной ставкой — выяснилось, что арендуемые помещения должны были принадлежать «Почте России» на праве хозяйственного ведения.
А весной этого года в Челябинске «Почта России» проиграла дело о признании федеральной собственностью здания, где располагалось одно из почтовых отделений города. Отделение закрылось после того, как новый собственник — торговый дом «РУ-ТОРГ» — расторг договор аренды, по которому почта платила 400 рублей за кв. метр — собственник поднял арендную плату в два раза. Суд встал на сторону торгового дома. Челябинское управление «Почты России» намеревалось обжаловать это решение.
В минувшую пятницу «Почта России» распространила заявление, в котором говорилось о том, что СП «придерживалась жесткой позиции в оценке рассматриваемых аспектов деятельности Почты России». И теперь компания должна в ускоренном режиме «несмотря на сложнейшие условия, в которых сегодня приходится работать предприятию», завершить оформление своих объектов недвижимости в федеральную собственность, исключить возможность проведения строительных работ при отсутствии проектно-сметной документации и устранить ряд других нарушений.
«Риск утраты имущества практически отсутствует, так как 97% объектов уже приняты на баланс и внесены в автоматизированную систему управления федеральным имуществом», — сообщили BFM.ru в «Почте России».
Проблема с оформлением возникла из-за того, что в период разграничения госсобственности на федеральную и региональную в 1991 году часть имущества не вошла в состав «Почты России», а с 1992 по 2003 годы (когда было создано предприятие) работа по возврату имущества не велась и большинство документов, подтверждающих принадлежность объектов к федеральной собственности, было утеряно, указывают в «Почте». Сейчас процесс его возврата осложняется тем, что этих документов нет.
«Для ускорения процесса в августе в регионах был созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители «Почты России» и территориальных органов Росимущества и Росреестра», — уточнил собеседник BFM.ru.
Уйдут или не уйдут
Обнародованные неутешительные итоги проверки вновь заставили говорить о скорой отставке Александра Киселева, который возглавил «Почту России» в феврале 2009 года, перейдя с поста главы «Связьинвеста». Во вторник газета «Ведомости» со ссылкой на несколько неназванных источников сообщила, что проверка могла послужить формальным поводом для отставки Александра Киселева с поста главы «Почты России». Уже есть несколько кандидатов на его место. Один из них — гендиректор «Связьинвеста» Вадим Семенов.
Слухи об отставке Киселева до истечения контракта (в 2014 году) возникали и ранее. Так, в апреле этого года в СМИ появилась информация о том, что вопрос о его уходе — «практически решенный», согласовывается в администрации президента (что подтверждали в этой структуре) и осталось только выбрать преемника. Однако отставки так и не последовало, а сам Александр Киселев настаивал на том, что не собирается уходить до истечения срока своих полномочий и о решениях о своем уходе ему не известно.
Повод для отставки имеется, указывает BFM.ru профессор Высшей школы экономики Иван Родионов, председатель совета директоров «Ростелекома». «Очевидно, что почта в нашей стране не работает. По Москве идут письма неделю и больше, а для такой большой страны, как наша, почта — это критически важная вещь… Государство, демонстрируя такую плохую работу почты, показывает, что оно достаточно слабо. При этом кто находится во главе почты, не имеет большого значения, но очевидно, что, если в течение ряда лет руководитель не справляется, его стоит заменить. На кого — вопрос вторичный. Если за почти пять лет не изменилось, наверно, эти шансы [наладить работу почтового оператора] не так велики», — говорит он BFM.ru.
Информацией о возможных преемниках на пост главы «Почты России» Родионов не располагает, уточнил он BFM.ru.
Борьба с убытками
По итогам первого полугодия этого года чистый убыток «Почты России» составил 552,3 млн рублей против 4,8 млрд рублей чистой прибыли в первом полугодии 2011 года. Во втором квартале предприятие получило чистую прибыль в 1,4 млрд рублей, но в первом квартале был получен убыток более чем в 2 млрд рублей. Компания поясняла, что это произошло из-за того, что не были получены бюджетные субсидии на возмещение убытков от оказания универсальных услуг связи в пунктах коллективного доступа в Интернет.
Накануне «Почта России» распространила заявление Киселева, в котором говорится, что предприятие испытывает растущую потребность в инвестициях в модернизацию, а также покрытии убытков от услуг, оказываемых по социальным тарифам ниже себестоимости. Только сельские ОПС (около 30 тысяч или три четверти от общего числа отделений) генерируют «Почте России» около 4 млрд рублей убытков ежегодно.
В апреле этого года компания Boston Consuting Group разработала по заказу «Почты России» программу ее развития в 2012 – 2016 годах. Ее стоимость составляет 200 млрд рублей и предполагает активное развитие почтовых и банковских услуг, повышение качества логистики и оптимизацию затрат. Если она будет реализована, то выручку, сопоставимую со стоимостью программы — 208 млрд рублей — компания получит только к 2020 году. В 2016 году предприятие может получить выручку в 140 млрд рублей.
В 2011 году предприятие отправило на свое развитие в рамках инвестпрограммы 17 млрд рублей. В этом году намерена освоить в рамках модернизации не менее 20 млрд рублей собственных средств.
В Россвязи BFM.ru также опровергли данные, приведенные в отчете Счетной палате. В ведомстве с ними не согласны.
«Во-первых, не 36, а 16% имущества не зарегистрировано. Надо понимать, что только за 2008-2011 годы возвращено более 3,5 тысячи объектов собственности в судебном и добровольном порядке. Это 72 объекта в месяц. Среднее время судебной процедуры составляет порядка 9 месяцев. То есть если на балансе в 2010 году стояло 19,5 тысяч объектов, то в 2012 – 21,8 тысяч. И это количество будет только увеличиваться», — указали в Россвязи.
Для ускорения процедуры нужно принять отдельный закон. Его проект — «Об особенностях приватизации ФГУП «Почта России» — в 2011 году был направлен Минкомсвязью на рассмотрение, уточнили BFM.ru в ведомстве.