Выгодно ли создавать космические корабли?
Лента новостей
Первый коммерческий полёт совершает созданный частной компанией грузовик Dragon. Эксперты Business FM подсчитали расходы и доходы
К МКС летит первый частный космический корабль Dragon. Грузовик был запущен этой ночью с мыса Канаверал. Он уже успешно вышел на орбиту и раскрыл солнечные батареи. К международной космической станции корабль пристыкуется, как ожидается, в среду. Нынешний полёт Dragon - первый коммерческий рейс к МКС.
В том, что Dragon окупится, сомнений практически нет. Более того - создатель корабля, компания SpaceX миллиардера Элона Маска, примерно после 6 полётов начнет получать прибыль. Говорит академик Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков:
«Сейчас NASA заключила контракт с компанией Space X на 12 полётов по доставке грузов на МКС. Этот контракт оценивается в 1,6 миллиардов долларов, то есть каждый полет чуть больше 100 миллионов долларов агентство платит Space X. Учитывая, что затраты на создание корабля, по сравнению с теми машинами, которые создавались непосредственно в НАСА, гораздо ниже - это частная компания, они считали очень скрупулёзно свои деньги, поэтому можно говорить о том, что сам корабль к середине эксплуатации начнёт себя окупать и приносить какую-то прибыль».
Пока что Dragon разработан только в грузовом варианте, везёт на МКС оборудование, еду и предметы гигиены. Но в дальнейших планах компании создание пилотируемого корабля. Он будет доставлять астронавтов на МКС, то есть делать то, что сейчас делают российские «Союзы». И лет через 4-5, скорее всего, начнёт возить туристов. Причём можно предположить, что эта услуга будет стоить дешевле, чем на «Союзе». Во-первых, Dragon, ожидается, будет семиместным, и если два места займут астронавты, то ещё пять - это довольно большая вместимость.
А во вторых, у Dragon в перспективе уже есть конкуренты, а значит, компания не будет завышать цены, чтобы не отпугивать клиентов. Правда, любой улететь в космос всё равно не сможет. Некоторые ограничения останутся неизменными, считает бывший пресс-секретарь «Росавиакосмоса» Сергей Горбунов:
«Конечно, больной человек или очень пожилой улететь не сможет. И поэтому ограничения будут: в первую очередь, по здоровью, второе - конечно, будет зависеть от стоимости, потому что вполне вероятно первые полёты могут быть с каким-то демпингом. Для того, чтобы привлечь коммерческих туристов, демпинг будет, но он не может быть вечным, потому что себе в убыток никакая компания работать не будет».
Впрочем, если полёт первого космического туриста Денниса Тито в 2001 стоил 20 миллионов долларов, дальше стоимость только росла - до примерно 35 миллионов. Так что, каков бы ни был дисконт, вряд ли Dragon сделает полёты в космос общедоступными.
Наталия Шашина